На что обратить внимание при расторжении договора об оказании услуг связи?
В адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Батыревском муниципальном округе часто поступают обращения в отношении операторов связи, с которыми возникают трудности при расторжении договоров оказания услуг по инициативе абонента (потребителя услуг).
В своих обращениях, адресованных территориальному отделу, граждане сообщают, что спустя несколько месяцев (иногда проходит более года) после расторжения договора оказания услуг связи, поступает письмо от оператора связи о том, что на потребителя подан иск в суд о взыскании задолженности по договору. Выясняется, что договор по каким-то причинам до сих пор не расторгнут, или при расторжении договора не были оплачены какие-то услуги.
В силу ст.32 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Порядок одностороннего отказа от исполнения договора об оказании услуг связи определяется Договором. Неотъемлемой частью Договора является приложение, которое включает в себя правила оказания услуг оператора, правила заключения, исполнения, изменения и расторжения договора, условия приобретения оборудования (аренда, купля-продажа, рассрочка) и т.п. Указанные документы размещаются на официальном сайте оператора связи в свободном доступе, и любой потребитель может ознакомиться с ними до заключения договора.
Для того, чтобы избежать такой ситуации, нужно следовать следующим правилам.
Самым надежным способом расторжения договора с оператором связи является личное обращение в офис компании (место обслуживания абонентов), где необходимо написать заявление, которое будет принято и зарегистрировано в соответствии с условиями оператора.
Заявление подается абонентом, с которым был заключен Договор, при предъявлении паспорта. Если заявитель не может прийти лично (преклонный возраст, болезнь и т.д.), представителю его интересов у оператора необходима нотариальная доверенность (ст.185, 450 ГК РФ).
Если в Вашем населенном пункте нет офиса оператора, Вы можете отправить заявление о расторжении договора заказным письмом с описью вложений на официальный адрес исполнителя услуги.
С момента подачи и регистрации заявления обязательства сторон считаются прекращенными, за исключением обязательств, связанных с оплатой фактически оказанных, но не оплаченных на момент расторжения Договора услуг (задолженности). У Вас на руках должна остаться копия Вашего заявления с отметкой оператора о регистрации.
При наличии задолженности за услуги или оборудование, расторжение Договора возможно только после полного ее погашения. Необходимо учитывать, что по Договорам, заключенным по какой-либо акции, возможны штрафы за расторжение Договора раньше установленного условиями акции срока (например, 12 месяцев). Поэтому прежде чем заключить или расторгнуть договор, необходимо внимательно ознакомиться со всеми условиями.
После оплаты услуг у Вас должно остаться подтверждение об оплате (квитанции, чеки, скриншоты и т.п.)
После расторжения Договора и оплаты всех услуг, не торопитесь удалять личный кабинет оператора связи, проследите в течение месяца-двух за тем, что услуги Вам не оказываются, никаких счетов Вам не выставляют.
Если при расторжении Договора Вы оформили все документы, выполнили все обязательства, но Вам приходит письмо о том, что у Вас задолженность перед оператором и на Вас будет подан иск в суд, необходимо выяснить, за какие именно услуги возникла задолженность. Вы имеете право обратиться к оператору связи и произвести детализацию счета, для уточнения за какой период и какие именно услуги у Вас образовался долг.
В случае несогласия с предъявленными расчетами, спор об оплате за услуги между потребителем и исполнителем может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства.
В ходе судебного разбирательства Вам необходимо доказать, что Вы приняли все необходимые меры по соблюдению Правил расторжения Договора с оператором и оплатили все предъявленные Вам счета.
Наличие вышеуказанных документов (заявление о расторжении договора с отметкой о вручении оператору или о направлении в его адрес почтой, квитанции об оплате услуг, подтверждение о неполучении счетов на оплату долга после расторжения договора) в случае спорных ситуаций позволит вам доказать свою правоту в суде.
Территориальный отдел
Управления Роспотребнадзора по
Чувашской Республике-Чувашии
в Батыревском муниципальном округе