Батыревский муниципальный округПатăрьел муниципалитет округĕ

Профилактика бесконтактных мошенничеств

Мошенничества в сети Интернет, совершенное с использованием средств сотовой связи (когда потерпевший не предоставлял преступнику данные о своей банковской карте, пароли и тд.)

 При осуществлении мошенничества в сети интернет преступления в основном совершаются под предлогами реализации потерпевшим различных товаров, при которых преступники делают якобы выгодные предложения, обещают бесплатную доставку, сниженные цены и т.д. Потерпевшими становятся в основном лица, которые ранее приобретали какие-либо товары и услуги через интернет и доверяют этому способу.

 Действия преступника при мошенничестве через электронные объявления:

 Преступник размещает на сайте электронных объявлений (Из Рук в Руки, Авито, Юла или иных) объявление о продаже каких-либо товаров на территории Чувашской Республики, для связи указывает телефонный номер либо электронную почту. Потерпевший, обнаружив объявление, решает приобрести заявленные в нем товары. Потерпевший созванивается с преступником по указанному в объявлении абонентскому номеру (либо списывается по средством электронной почты), преступник сообщает ему, что товар имеется в наличии, и он готов его продать. Показать товар преступник под разными предлогами отказывается, сообщает, что находится в другом городе (субъекте РФ), и предлагает переслать фото товара. Преступник и потерпевший некоторое время ведут электронную переписку, при этом преступник, как правило, демонстрирует потерпевшему фотографии товара, заверяет в надежности и качестве. Оговаривается цена товара, способ оплаты и сроки поставки.

Потерпевший перечисляет денежные средства на указанный ему банковский счет, карту, электронный кошелек, мелкие суммы на счет абонентского номера. Преступник собирает денежные средства с промежуточных платежных средств на какой-либо банковский счет, карту. Преступник либо его сообщники обналичивают собранные денежные средства.

 Мошенничество при продаже через сайты (интернет-магазины).

 Преступник создает в сети интернет сайт в виде магазина для продажи различных товаров, указывает значительный ассортимент, невысокие цены и для привлечения клиентов. Потерпевший обнаруживает сайт и решает заказать какой-либо товар, регистрируется на сайте, указывает свои данные, оформляет доставку. Потерпевший получает от магазина электронные письма с подтверждением заказа, ему высылается счет на оплату либо указываются реквизиты банка, электронной платежной системы для платежа. В некоторых случаях потерпевший звонит на указанные, на сайте либо в электронных письмах номера, где преступник либо его сообщники заверяют потерпевшего в том, что заказ принят, оговаривают сроки поставки, создавая у потерпевшего впечатление о реальности и честности магазина. Потерпевший оплачивает выставленный ему счет, перечисляет денежные средства на указанный ему банковский счет, карту, электронный кошелек. Преступник собирает денежные средства с промежуточных платежных средств на какой-либо банковский счет, карту. Преступник либо его сообщники обналичивают собранные денежные средства, после чего прекращается всякое взаимодействие с потерпевшим. Некоторое время после перечисления потерпевшим денежных средств, с целью сокрытия следов своей деятельности преступники отвечают потерпевшему на его звонки, электронные письма, под рядом предлогов, откладывая поставку товара.

Мошенничество в социальных сетях

 При осуществлении мошенничества в социальных сетях схема преступной деятельности аналогична, для случаев с мошенничеством через электронные объявления или интернет-магазины, с той разницей, что преступники размещают предложения о продаже товаров в тематических группах и иным способом в социальных сетях. В этом случае производится аналогичный комплекс мероприятий, а сведения о лице, разместившем объявления, осуществлявшем электронную переписку с потерпевшим запрашиваются у оператора социальной сети.

 Действия преступника при мошенничестве в социальных сетях.

 Преступник создает в социальной сети («Одноклассники», «ВКонтакте») тематические группы либо объявления о продаже различных товаров, указывает значительный ассортимент, невысокие цены для привлечения клиентов. Социальные сети допускают публикацию изображений и видеоматериалов, отражающих свойства товаров.

Потерпевший обнаруживает объявления и решает приобрести товар, для чего вступает с преступником в электронную переписку посредством системы обмена сообщениями в социальной сети. Потерпевший ведет с преступником электронную переписку, по достижению договоренности о покупке ему высылается счет на оплату либо указываются реквизиты банка, электронной платежной системы для платежа. В некоторых случаях потерпевший звонит на указанные в объявлении телефоны, где преступник либо его сообщники заверяют потерпевшего в том, что заказ принят, оговаривают сроки поставки и создавая у потерпевшего впечатление о реальности и честности продавца. Потерпевший оплачивает выставленный ему счет, перечисляет денежные средства на указанный ему банковский счет, карту, электронный кошелек. Преступник собирает денежные средства с промежуточных платежных средств на какой-либо банковский счет, карту и т.д. Преступник либо его сообщники обналичивают собранные денежные средства, после чего прекращается всякое взаимодействие с потерпевшим. Некоторое время после перечисления потерпевшим денежных средств, с целью сокрытия следов своей деятельности преступники отвечают потерпевшему на его звонки, электронные письма, по ряду причин, откладывая поставку товара.

 Рекомендации гражданам:

  1. Только мошенники могут запрашивать Ваш номер мобильного телефона и другую дополнительную информацию, помимо идентификатора, постоянного и одноразового паролей.
  2. Только мошенники могут запрашивать пароли для отмены операций или шаблонов в «Сбербанк Онлайн». Если Вам предлагается ввести пароль для отмены или подтверждения операций, которые Вы НЕ совершали, то прекратите сеанс использования услуги и срочно обратитесь в банк.
  3. Никому не сообщать пин-коды банковской карты и одноразовые пароли;
  4. В торговых точках, ресторанах и кафе все действия с банковской картой должны происходить в присутствии держателя карты. В противном случае мошенники могут получить реквизиты карты, либо сделать копию при помощи специальных устройств и использовать их в дальнейшем для изготовления подделки;
  5. В случае потери банковской карты немедленно позвонить в банк для блокировки - это поможет сохранить денежные средства;
  6. Подключить услугу СМС-информирование - это обеспечит контроль за проведением любых операций по карте. При получении СМС о несанкционированном списании средств со счета, заблокировать карту;
  7. Установить лимит выдачи денежных средств в сутки и за одну операцию (это можно сделать в отделении банка или удалённо в Интернет-банке). Мошенники не смогут воспользоваться сразу всей суммой, которая находится на карте;
  8. При вводе пин-кода прикрывать клавиатуру. Вводить пин-код быстрыми отработанными движениями - это поможет в случае, установки скрытых видеокамер мошенников;
  9. Выбирать для пользования терминалы и банкоматы, которые расположены непосредственно в отделениях банка или других охраняемых учреждениях;
  10. Использовать банковскую карту в торговых точках, не вызывающих подозрений;
  11. Перед тем как вставить карту в картоприемник, внимательно осмотреть банкомат на предмет наличия подозрительных устройств, проверить, надежно ли они закреплены.
  12. В случае некорректной работы банкомата - если он долгое время находится в режиме ожидания или самопроизвольно перезагружается, рекомендуется отказаться от его использования.
  13. Не сообщать реквизиты карты никому. Представители банка их знают! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ПИН-код! Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка.

ВНИМАНИЕ: Основной признак «зеркального» сайт банка - после ввода логина и пароля на странице появляется надпись о техническом обслуживании сайта или любая информация, в которой будет указано о том, что обратиться на сайт можно позднее. При этом на телефон не поступает СМС-сообщение от банка о входе в личный кабинет, если такая форма оповещения предусмотрена.

Совет гражданам: при наступлении вышеописанных событий незамедлительно обратиться в банк по телефону горячей линии и заблокировать счет. Разблокировать его со сменой пароля можно при личном обращении в отделение банка с паспортом и картой.



03 декабря 2021
13:07
Поделиться