Вечер-портрет «Королева второго плана: Фаина Раневская»

В преддверии Дня Российского кино в центральной библиотеке МБУК «Централизованная библиотечная система» Батыревского района с читателями библиотеки проведен вечер-портрет «Королева второго плана: Фаина Раневская».

Библиотекари отдела обслуживания рассказали им об одной из самых самобытных и ярких личностей на театральном небосклоне и в кино -  Фаине Раневской, биография которой является примером того, чего можно достичь упорным трудом и безжалостным отношением к слабостям, а также провели обзор книжной выставки «Звездные книги о звездных судьбах», посвященной дню российского кино.

Фаина Георгиевна Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман) - советская актриса театра и кино, родилась 27 августа 1896 года в г. Таганроге.

Детские годы не были омрачены нуждой, семья была состоятельной, отец даже владел пароходом, на котором когда-то путешествовал сам Лев Толстой. Стеснительная заикающаяся девочка Фаина тяготилась посещением гимназии, и родители перевели ее на домашнее обучение.

Увлечение кино пришло Фаине лет в двенадцать, а чуть позже и театром. Как признавалась Раневская, профессию она не выбирала – она в ней таилась. К пятнадцати годам Фаина принимает решение стать актрисой и берет уроки в частной театральной студии.

В 1915 году будущая актриса покинула Таганрог и уехала в Москву, но ни в одну из лучших театральных школ она не была принята, поэтому устроилась в частную школу. Ей также отказали во всех театрах, признав абсолютно непригодной для сцены. Именно в этот период она сводит знакомство с Мариной Цветаевой, пересекается с В. Маяковским и О.Мандельштамом, а встреча с блистательной балериной Екатериной Гельцер станет судьбоносной. Балерина вводит Фаину в театральный круг, знакомит с актерами и режиссерами. В Москве Фаина начинает играть в Малаховском летнем театре, где знакомится с известными актерами И. Певцовым, О. Садовской, М. Петипа. После неудачных гастролей в городах СССР, решает остаться в Ростове, где и знакомится с Павлой Вульф – будущей лучшей подругой.

В 1931 Раневская возвращается в Москву для работы в Камерном театре. Лишь в 38 лет Фаина Раневская дебютировала в кино, её пригласили на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» режиссера Михаила Ромма. Настоящую популярность Раневской принесла роль Ляли в фильме «Подкидыш» в 1939 году. Фраза Раневской: «Муля, не нервируй меня!» стала поистине крылатой и используется до сих пор.

После войны Фаина сыграла ещё несколько заметных ролей. В 1947 году на экраны вышла комедия Александрова «Весна». Александров предложил актрисе самой сделать себе роль. Раневская придумала множество веселых фраз и диалогов. В итоге, играющая роль второго плана Раневская запомнилась зрителям больше, чем главные герои. В том же году Раневская сыграла мачеху в знаменитой сказке «Золушка» Евгения Шварца. Эта картина одна из немногих, принесших актрисе настоящую радость. Немой фильм Ромма «Пышка» пользовался огромным успехом даже во Франции. В нем актрисе досталась роль обаятельной ханжи госпожи Луазо.

Раневская сыграла всего в семнадцати театральных постановках, в тридцати фильмах, и только одну главную роль в кино («Мечта»). Ей не довелось сыграть ни одной великой роли, о которой мечтает каждая актриса, но ее типажи поражали тем, что в них нет ни единого лишнего движения, жеста, взгляда. Все сдержанно, лаконично и вместе с тем гениально. Какой бы проходной ни была роль, Раневская умела своей игрой сделать ее яркой и запоминающейся,  поэтому она получила всеобщее признание: девять правительственных наград, заслуженный артист РСФСР, дважды народный артист РСФСР и СССР, лауреат трех Сталинских и двух Государственных премий.

Раневская была по-настоящему Великой актрисой русского театра и кино. В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто!» включила Фаину Раневскую в десятку самых выдающихся актрис 20 века.

Раневская не только прекрасно играла в кино и на сцене, ей принадлежит множество афоризмов и крылатых выражений, нашедших свое отражение в ее дневниках и записях. А сколько «ходячих» анекдотов связано с её именем в реальной жизни! Раневская не была просто остроумной, это было само остроумие, сам живой юмор Фаины Георгиевны Раневской невозможно обойти стороной. Это кладезь мудрости, остроумия и философии.

Недаром современные журналисты называют Раневскую «королевой второго плана».

Фаину Раневскую любят и обожают и сегодня. Наверное, за то, как она исполнила свою самую главную роль - роль Фаины Раневской.



26 августа 2021
16:29
2021 год
Поделиться