Ответственность контролирующих органов, их должностных лиц за совершения нарушений в ходе осуществления контрольных функций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателе
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Действующим законодательством Российской Федерации, наравне с дисциплинарной ответственностью, предусмотрена административная ответственность должностных лиц органов контроля (надзора) за нарушение порядка организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 294-ФЗ орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии со ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Законодательством в ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ определен исчерпывающий перечень нарушений при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, которые отнесены к числу грубых. Так, к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ могут быть привлечены должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, за совершение следующих нарушений требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле:
- проведение плановой проверки при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ;
- проведение внеплановой проверки при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
- нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ (не более пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год);
- превышение установленных сроков проведения проверок (20 рабочих дней);
- отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
- проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
За совершение указанных действий должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, может быть объявлено предупреждение либо назначен штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб. Более строгое наказание в виде штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб. либо дисквалификации на срок от 6 месяцев до 1 года предусмотрены ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ за совершение следующих нарушений:
- повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ;
- проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
- непредставление акта проверки. Обращаю внимание, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором. Учитывая изложенное, своевременное обращение хозяйствующих субъектов за защитой нарушенных прав в органы прокуратуры способствует снижению административного давления на бизнес.