90 лет со дня рождения А.А. Петрова – выпускника и преподавателя Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, талантливого чувашского композитора, скрипача, общественного деятеля
12 ноября 2020 года исполняется 90 лет со дня рождения Анатолия Алексеевича Петрова – выпускника и преподавателя Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, талантливого чувашского композитора, скрипача, общественного деятеля (1930-1987).
Родина Анатолия Петрова - село Тарханы Батыревского района Чувашии, где родился он 12 ноября 1930 года в семье Алексея Петровича Петрова, учителя и директора Первомайской средней общеобразовательной школы. История школы связана с именем просветителя Ивана Яковлева, при содействии которого в 1892 году было построено здание в прошлом церковно-приходской школы. К И.Я. Яковлеву непосредственное отношение имела и мать будущего композитора Антонина Никитична Эсливанова, которая до революции училась в Симбирской чувашской учительской школе. Неплохо играя на скрипке, с детства учила она сыновей играть на ней. Самым музыкальным из троих детей оказался младший – Анатолий, который самостоятельно освоил и гармонь, баян, аккордеон.
Учился Анатолий Петров в средней школе в селе Первомайское, семилетку в 1944 году окончил с отличием. В Тарханах им был создан хоровой кружок, которым он руководил. Поступив в 1945 году в Чебоксарское музыкальное училище им. Фёдора Павлова, он всегда с нетерпением ждал каникул, чтобы продолжать занятия со своими кружковцами
В музыкальном училище Анатолий занимался на оркестровом отделении. Его педагогами по классу скрипки были Анатолий Дуняк и Виктор Ходяшев. В училище началась его дружба с сокурсником скрипачом Юрием Илюхиным, в будущем известным чувашским музыковедом.
Познакомившись с теорией музыки, музыкальной литературой и начав осваивать игру на фортепиано, Анатолий уже к концу первого курса сам стал подбирать и записывать небольшие пьесы, сочинять песни с фортепианным сопровождением.
Обнаружив у способного скрипача незаурядный композиторский дар, преподаватели музыкального училища посоветовали выпускнику продолжить учёбу на композиторском отделении музыкального училища при Московской государственной консерватории им. Петра Чайковского. 1 декабря 1949 года Анатолий Петров был зачислен в состав студентов теоретико-композиторского отделения в класс композиции Евгения Месснера, ученика одного из крупнейших симфонистов XX века Николая Мясковского. За месяц учёбы он сумел хорошо сдать первую зимнюю сессию. Отличные оценки ставил ему сам Владимир Хвостенко, один из основоположников отечественной методики преподавания элементарной теории музыки и сольфеджио. Отобрав лучшие фортепианные произведения, написанные в классе Месснера, Анатолий Петров в 1950-м году показал их в Союзе композиторов Чувашии. Одобрения музыкантов заслужили его Ноктюрн, «Лирическая песня» и Вальс.
В октябре 1950-го года второкурсник Анатолий Петров был призван в Советскую Армию. Его направили в город Анапу Краснодарского края РСФСР, где служил он в воинской части 2333 Комитета государственной безопасности в морских пограничных войсках в звании старшины II статьи, руководил художественной самодеятельностью части. В песнях, написанных в годы службы, в частности, «Морской пограничной», определилась одна из характерных тем его композиторского творчества – суровых тревожных будней и защиты Отечества. Вокальные сочинения молодой композитор писал на стихи русских и чувашских поэтов.
Завершив службу в армии, Анатолий Петров в 1954 году поступил на теоретико-композиторский факультет Казанской государственной консерватории. Наставником по композиции был у него народный артист РСФСР профессор Альберт Леман, полифонию преподавал композитор и музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР и Чувашской АССР профессор Генрих Литинский, а класс инструментовки вёл ректор консерватории, композитор, народный артист СССР профессор Назиб Жиганов.
Общение с учителями не только формировало композиторский профессионализм, оно дарило талантливому ученику большое творческое вдохновение и определяло основной радостно- позитивный настрой его сочинений. Много произведений написано было им для фортепиано. Лучшей работой, созданной под руководством Лемана, была эпико-драматическая Поэма для скрипки и фортепиано, за основу которой композитором был взят один из шедевров чувашского народного песенного творчества - «Уй варринче» (Посреди поля). Произведение было опубликовано в сборнике «Пьесы советских композиторов» (Москва,1972). Оно исполнялось в концертах Союза композиторов Чувашии и на фестивалях музыки композиторов республик Поволжья и Приуралья. И сегодня Поэма входит в педагогический и концертный репертуар.
В классе Лемана в 1959 году композитор начал работу над Симфонией c-moll. Тогда же Чувашским книжным издательством был выпущен авторский сборник «Çамрǎклǎх кěввисем» (Мелодии молодости), составленный из песенно-хоровых сочинений Анатолия Петрова. В 1960-м, в год окончания консерватории, молодой автор был принят в члены Союза композиторов СССР.
Обучаясь в Казанской консерватории, Анатолий Петров по приглашению дирижёра Виктора Ходяшева с марта по июль 1955 года работал артистом оркестра Чувашской государственной филармонии, а с октября этого года по сентябрь 1957-ого руководил художественной самодеятельностью при клубе Зенитного прожекторного училища ПВО в Казани.
Успешно окончив консерваторию, молодой музыкант вернулся на родину и устроился на работу преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова. В композиторском творчестве главным его делом было завершение работы над Симфонией c-moll. Партитуру произведения автор закончил осенью 1961 года, а 8 января 1962 года сочинение было исполнено оркестром Чувашского музыкального театра под управлением дирижёра Леаса Святославского.
Симфония c-moll Анатолия Петрова продолжила эпико-драматические традиции музыки Геннадия Воробьёва, создателя жанра классической чувашской симфонии (1939). Вслед за ним он обратился к теме народной судьбы, объединив музыкальный материал произведения использованием мелодии старинной чувашской обрядовой песни «Сěрен».
В 1960-е гг. композитор продолжал работу в камерных жанрах. Он очень любил играть и импровизировать за фортепиано. Среди его клавирных сочинений удачными признаны вальс «Сельские вечера», «Песня без слов» и Адажио. Созданные им в это время песни, песни-романсы и обработки народных мелодий вошли в опубликованные Чувашским книжным издательством коллективный сборник «Песни» (1965) и авторский сборник «Тǎван çěршывǎм» (Родина моя) (1969). В 1965 году за творческие достижения в искусстве Анатолий Петров был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.
Впервые обратившись к крупным вокально-симфоническим жанрам, композитор в 1967 году создал кантату «Чǎваш çěршывě çинчен хывнǎ юрǎ» (Песнь о Чувашии) на стихи Константина Иванова, Петра Хузангая, Михаила Сеспеля и Марии Волковой. За достижения в области музыкального искусства Анатолий Петров в 1967 году был занесён в юбилейную Книгу Почёта г. Чебоксары. В 1976 году композитору присвоено почётное звание заслуженного деятеля искусств Чувашии.
Плодотворными для Анатолия Петрова были 1970-1980-е гг. – последний период его творческой биографии. Для симфонического оркестра им были написаны «Праздничная увертюра» (1978) и поэма «Сказ о подвиге народном» (1986) - последнее произведение, которое он играл своим коллегам 6 ноября 1986 года в Союзе композиторов Чувашии. В конце марта 1987 года поэма прозвучала в исполнении оркестра Музыкального театра, дирижировал Шалва Мегрелишвили. Слушатели минутой молчания почтили композитора, скоропостижно скончавшегося 10 марта 1987 года.
Примечательную сторону творческого облика Анатолия Петрова составляют его хоры, песни, песни-романсы и обработки чувашских народных песен, которых у композитора свыше шестидесяти. Они были изданы в пяти сборниках, последние из них - «Çěршывǎм – Россия» (Россия – родина моя), выпущенный Чувашским книжным издательством (1978), и совместный сборник с композитором Анатолием Михайловым, вышедший в Москве в издательстве «Советский композитор» (1987).
«Нельзя не отметить, - писал музыковед Михаил Кондратьев в сборнике «Вопросы мастерства в современном чувашском искусстве», - что А. Петров – едва ли не единственный, кто в своём песенном творчестве … вообще обходится без избитых мелодических моделей… В этом сказывается и его опыт работы с крупной инструментальной формой, и, главное, особенность творческого метода. Национальная чувашская интонация в его произведениях, как ни у кого другого из чувашских композиторов, органично вписывается в современную песенную форму и гармоническую структуру».
Одновременно с творческой деятельностью Анатолия Петрова шла его педагогическая и общественная работа. В Чебоксарском музыкальном училище им. Фёдора Павлова вёл он гармонию, элементарную теорию музыки, музыкальную грамоту и композицию, в 1968 году был директором учебного заведения. В 1964-1965 гг. читал лекции на музыкально-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического института им. Ивана Яковлева.
1970 году композитор исполнял обязанности художественного руководителя Чувашской государственной филармонии и вошёл в историю как создатель музыкального лектория. Деятельность лектория позволила жителям отдалённых районов Чувашии впервые увидеть и услышать звучание различных музыкальных инструментов, познакомиться с классической музыкой, узнать имена многих отечественных и зарубежных поэтов, писателей и композиторов.
Большую работу Анатолий Петров вёл по линии Союза композиторов страны. В 1960-1970-е гг. он назначался уполномоченным Музфонда СССР по Чувашской АССР, избирался заместителем председателя и членом ревизионной комиссии Союза композиторов РСФСР, членом правления и заместителем председателя Союза композиторов Чувашской АССР. В 1965, 1967 и 1977 гг. он был депутатом Чебоксарского горсовета. В 1970 и 1979 гг. многогранная творческая и общественная деятельность Анатолия Петрова отмечалась вручением ему Почётной грамоты Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, а в 1980-м – Почётной грамоты обкома КПСС и Совета Министров Чувашской АССР. Композитор имеет медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Анатолий Алексеевич Петров был человеком высоких духовных устремлений, удивительной душевной чистоты, честности и порядочности. Он любил людей, верил им и нёс своим искусством радость, надежду и свет высшей озарённости.
Светлана Макарова, Заслуженный деятель искусств Чувашии