Итоги социологического исследования «Кадровый потенциал библиотек Батыревского района »
Библиотеки Батыревского района в январе 2008 года приняли активное участие в социологическом исследовании «Библиотека и специалист XXI века: изучение кадрового потенциала библиотек республики», проводимом Национальной библиотекой Чувашской республики с целью организации перспективной кадровой политики и формирования системы непрерывного библиотечного образования. Исследование проводилось путем анкетирования - опроса библиотечных работников района.
В анкетировании приняли 43 респондента, двое из которых мужчины (4,6%), программист и библиотекарь, 25 заведующих сельской библиотекой (58,1%), 1 директор межпоселенческой центральной билиотеки, 1 заместитель директора (2,3%), 4 заведующих отделами (9,3%) и 11 библиотекарей (26%).
По возрастной категории: 51-55 лет- 10 человек(23,3%), 46-50 лет -8 человек (18,6%), 41-45 лет- 5 человек (11,6%), 36-40 лет -10 человек (23,3%), 31-35 человек-4 (9,3%), 26-30 лет- 5 (11,6%) и 1 до 20 лет – 2,3%.
По стажу работы можно сказать, что текучести кадров среди библиотечных работников района почти не наблюдается. 30-36 лет- 8(18,6%), 20-29 лет- 12(27,9%), 11-19 лет- 7(16,3%), 4-10лет- 8(18,6%) и до 3 лет- 8(18,6%).
Стаж работы в одной библиотеке почти совпадает с общим стажем работы:
30-35 лет- 6(14%), 20-29 лет- 17(40%), 10-19 лет- 9(27%), 5-9 лет -4(9,3%), 4-1 год- 7(16,3%).
По образовательному уровню большинство имеют среднее специальное библиотечное образование -20 человек (46,5%), обучались в ЧРКПУ в разное время. Высшее библиотечное образование имеют 7 человек (16,3%). 3 из них окончили институт культуры (КГИК),1-академию культуры (КГАКИ),2- (4,6%) имеют высшее техническое, у 8- (18,6%) высшее гуманитарное образование с педагогическим уклоном. У 2-х среднее специальное не библиотечное образование.
Заочно обучаются в вузах 3 - 7%, ( Чувашский Государственный Институт культуры г. Чебоксары, ЧГПУ, КСГИ), 1-(2,3%) учится в училище культуры ГОУК г.Чебоксары.
В анкеты включено 36 вопросов. Думаем, что библиотечные работники искренне отвечали на них. В первом вопросе библиотекари должны были указать факторы, которые повлияли на выбор профессии. Любовь к чтению занимает первое место – 17(39,5%), самостоятельный выбор – 15 (34,9%), у семерых не было другого выбора (16,3%), шестерым помогли советы друзей и родителей (14%), пятеро поддержали семейную традицию библиотечной династии (11,6%), четверо получили специальное образование, работая в библиотеке (9,5%),а двое - от выбранной профессии получили возможность общения с людьми (4,6%).
21 респондент частично удовлетворены своей профессией (48,8%). 18 считают, что это их призвание (42%), Отметили, что искренне любят свою работу, работа интересная по одному респонденту (2,3%),а один респондент отметил, что совершенно не любит свою работу(2,3%).
При удобном случае поменять профессию готовы 13 респондентов (30,2%), с радостью на профессию педагога, готовы уйти 2 (4,6%), 11 респондентов затрудняются ответить (25,6%), а 21 уверенно никогда не поменяют свою профессию (48,8%)
Престиж библиотечной профессии в обществе оценить было предложено по следующим критериям: высокий- 4 (9,3%), средний – 28 (65 %), низкий – 11 (25,6%), крайне низкий – 1 (2,3%).
Также было предложено перечислить достоинства библиотечной профессии:
· интересная и творческая -23 (53,5%)
· знакомство с новыми книгами -22 (51,2%)
· возможность общения с людьми -20 (46,5%)
· владение источниками поиска информации -11 (8,6%)
Недостатки библиотечной профессии проранжировали следующим образом:
· низкая заработная плата – 33 (76,7%)
· отсутствие льгот – 16 (37,2%)
· непрестижность профессии – 8 (18,6%)
· вредные условия труда -6 (14%)
· отсутствие перспектив в будущем -4 (9,3%)
· короткий отпуск -3 (7%)
· нет выслуги -2 (4,6%)
· отопление -1 (2,3%)
· низкая пенсия в будущем -1 (2,3%)
Качество трудовой атмосферы в нашем коллективе рассматривается в основном как: деловая 20 (46,5%) и творческая- 18 (42%). Не деловая, трудно сказать, в разное время по разному, не творческая отметили по одному респонденту (2,3%).
Психологическая атмосфера в коллективе рассматривается как доброжелательная и спокойная -24 (55,8%), а также бывает по- разному- 16 (37,2%).
О реальных перспективах продвижения по службе был следующий вопрос. Варианты ответов предлагались следующие: да -7 (16,3%); скорее да, чем нет – 6 (14%); скорее нет, чем да -11 (28,6%); нет -9 (20,9%); не знаю – 10 (23,3%).
Какую должность и библиотеке вы хотели бы занимать? Так звучал следующий вопрос.
· Директор, зав. библиотекой -9 (20,9%)
· Библиотекарь отдела обслуживания – 9 (20,9%)
· Специалист по компьютерным технологиям – 7 (16,3%)
· Зав.отделом- 5 (11,6%)
· сотрудник отдела комплектования и обработки – 2 (4,6%)
По степени профессиональной зрелости наблюдается следующая картина в нашем районе. Уверенно чувствуют себя на рабочем месте 18 человек (42%), это работники с большим стажем и опытом работы. Недостаток профессиональных знаний чувствуют 14 работников (32,6%). 14 работников (32,6%) используют в работе компьютер. Затруднились ответить 4 респондента (9,3%), на профессиональных курсах обучаются 4 работника (9,3%), 3 (7%) собираются повысить библиотечную квалификацию.
Личный профессиональный и творческий потенциал считают востребованным 36 работников библиотеки, что составляет 83,7%. В то же время по одному респонденту дали ответ: никому не нужен, не знаю, частично востребован (2,3%).
В библиотеке все время что – то меняется, обновляется. Инициативные тут же подхватывают новшества, а некоторые могут выступить инициаторами этих новшеств. Иногда 25 респондентов (58,1%) являются таковыми (после поездок, посещений других библиотек страны, ознакомления с профессиональной печатью и т.д.) Часто инициатором новшеств в библиотеке выступают 10 человек (23,3%),уверенно никогда 5 (11,6%) и почти никогда 3 (7%).
Многие затруднились ответить на следующий поставленный вопрос: Какие проекты Вы хотели бы реализовать в своей библиотеке? Некоторые высказали, что не умеют грамотно писать проект, хотя участие в проектных конкурсах дало бы возможность пополнить фонды библиотек необходимой литературой. Одновременно разработки проектов протолкнули бы и обучающие программы библиотечной культуры среди населения, и помогли бы возродить программу семейного чтения, организовать клубы по правовому воспитанию совместно с представителями РОВД. Проект «Интересная книга» привлек бы внимание жителей деревень разных возрастных категорий, что повлекло бы за собой и рост читателей на селе. Национальные проекты, связанные с изучением достопримечательностей своего района, а также национальный проект по краеведению мог бы заинтересовать не только библиотечных работников, но и краеведов, экологов, преподавателей общеобразовательных школ, а также и сельскую администрацию.
Библиотечные работники, как правило, относятся к интеллигенции, владеют ораторским искусством. Поэтому и задан был следующий вопрос: Как часто Вы выступаете на конференциях, семинарах, совещаниях?
Очень часто -2 (4,6%), часто – 15 (34,9%), редко – 21 (48,8%), никогда – 7 (16,3%).
В профессиональной печати из них не публиковался никто, но в районной и в республиканской прессе регулярно публикуются 6 (14%), изредка 10(23,3%), не публикуются 25 (58,1%).
Из 43 респондентов читают и просматривают следующие профессиональные издания: «Библиотечную газету» и журнал «Библиотека» 15 респондентов( 4,9 %).13 (30,2%) приложение к журналу «Библиотека» - «Библиотека и закон». «Справочник руководителя учреждения культуры» также пользуется успехом – 9 (20,9%).«Библиополе» -3 (7%); «Читаем, учимся, играем»- приложение к журналу «Библиотека» -2 (4,6%); «Независимый библиотечный адвокат» 2(4,6%); «Библиотечное дело» 1(2,3%); «Библиотековедение» 1(2,3%). Эти издания выписывает центральная библиотека, сельские библиотеки не могут выписывать из-за недостаточного финансирования.
Почти все опрошенные, заинтересованы в повышении своей профессиональной квалификации- 42(97,7%), один безразличен -2,3%.
На вопрос «Где Вы повышаете свою квалификацию?» 27респондентов (62,8%) ответили, что они ежемесячно обучаются в центральной районной библиотеке. На факультете дополнительного профессионального образования в городе Чебоксары курсы повышения квалификации прошли 13 респондентов (30,2%) (2 один раз в 3 года, 8- один раз в 5 лет, 2 не были более 5 лет.) В регионах России давно не обучались -2(4,6%)
«Век живи – век учись» - говорят в народе, этой мудрости придерживаются 40 респондентов (93%) и считают, что непрерывное образование в течение всей жизни необходимо. 3 (7%) не видят в этом необходимости.
Респондентам было предложено перечислить наиболее эффективные формы повышения квалификации. Таким образом, курсы повышения квалификации были поставлены на первое место- 28 (65,1%). Второе место поделили: выезды в другие регионы по обмену опытом- 20 (46,5%) и практические занятия -46,5%. На третьем месте районные семинары- 17 (39,5%). Стажировки- 9 (20,9%),республиканские семинары и деловые игры- 6 (14%), научно – практические конференции- 4 (9,3%), межрегиональные семинары, лекции- 3 (7%) и тренинги- 2(4,6%).
Следующим вопросом мы хотели узнать: какая методическая помощь, и по каким направлениям необходима нашим респондентам. Для чего был предложен следующий вариант ответов:
· история края и библиотеки -3 (7%)
· правовое патриотическое воспитание -3 (7%)
· экологическое воспитание
· информационное обслуживание – 14 (32,6%)
· справочно – библиографическая работа -10 (23,3%)
· этика, правовое воспитание – 1 (2,3%)
· организация фондов, каталогов -8 (18,6%)
· искусство, эстетическое воспитание
· организация массовых мероприятий -16 (37,2%)
· организация обслуживания – 2 (4,6%)
· организация досуга населения – 3 (7%)
· программно – целевое планирование – 3 (7%)
· библиотека в помощь самоуправлению – 4 (9,3%)
· краеведческая деятельность библиотеки – 4 (9,3%)
· планирование, учет, отчетность – 1 (2,3%)
· методика составления библиографических пособий -5 (11,6%)
· рекламная деятельность – 2 (4,6%)
· новые формы работы – 18 (42%)
· автоматизация библиотек -7 (16,3%)
· информационная культура пользователей, проведение библиотечных уроков -1 (2,3%)
· стандартизация услуг и повышение их качества в области библиотечного дела – 1 (2,3%)
· чтение и читательские интересы -1 (2,3%)
· организация внестационарного библиотечного обслуживания -1 (2,3%)
Предложения по совершенствованию системы повышения квалификации написали не все респонденты. Предлагают проводить курсы повышения квалификации чаще, а также организовывать их для рядовых библиотечных работников. Больше проводить обучающих семинаров в районном масштабе. Организовывать выезды в другие библиотеки республики и в другие города Поволжья с обменом опыта; проводить занятия по ораторскому искусству.
Справедливо оцененным за свой труд чувствуют:
Часто- 13 респондентов (30,2%); очень часто- 3 (7%); почти никогда и никогда- по 3 респондента (7%); затрудняются ответить- 22 респондента (51,2%).
Без стимула работа становится не интересной, поэтому любой труд должен поощряться. Респонденты назвали следующие формы социальной поддержки работников: премии- 2(4,6%); гарантии -1 (2,3%); слова благодарности- 1(2,3%).4(9,3%) отмечают, что их работа не стимулируется, 2 (4,6%) отмечают, что нет никаких поощрений.
В следующем вопросе сами библиотечные работники должны были оценить свою работу, в своей библиотеке, т.е. назвать в успешной, эффективной библиотеке они работают
Да- 24 (55,8%) или нет- 14 (32,6%); между ними и не совсем отметили по одному респонденту (2,3%).
Считаете ли Вы, что Ваша библиотека нуждается в существенных преобразованиях?
да, нуждается- 18 (42%); нуждается частично- 20 (46,5%); нет, не нуждается- 1(2,3%); трудно сказать- 2(4,6%).
На ваш взгляд, какие специалисты в настоящее время нужны библиотекам?
· программисты 24 (55,8%)
· инженеры – электронщики 5 (11,6%)
· менеджеры информационных ресурсов 13 (30,2%)
· референты аналитики 1(2,3%)
· психологи 2 (4,6%)
· юристы 1 (2,3%)
· специалисты со знанием языков 4(9,3%)
· работник с высшим образованием 2(4,6%)
Ваше видение библиотечного специалиста XXI века.
· должны работать специалисты по данной профессии высокой квалификации, не на словах, а на деле-1(2,3%).
· высокообразованный специалист со знанием языков и компьютерной техники – 15(34,9%)
Таким образом, в ходе социологического исследования мы смогли составить реальную картину состояния библиотечных кадров в нашем районе. В основном по району среди библиотечных работников нет текучести кадров, у многих библиотекарей большой стаж работы. И, несмотря на это, только у библиотечных работников на селе нет льгот, нет выслуги лет (хотя у медицинских и педагогических работников они есть), самая низкая заработная плата и самый короткий отпуск. В целом нет стимула в работе. Библиотечные работники держаться за свою работу благодаря благоприятной психологической атмосфере в коллективе и творческой трудовой обстановке. Также притягивает к работе любовь к чтению и умение общения с людьми разной категории и разного возраста. На селе библиотечный работник второй доктор, с которым можно поговорить и обсудить любую наболевшую проблему.