Батыревский муниципальный округПатăрьел муниципалитет округĕ

Когда гладко на бумаге, не забыть бы про овраги

Реформа местного самоуправления стартует 1 января 2006 года. Но в районных администрациях уже сейчас думают над тем, как проводить ее в жизнь. Это показал недавно прошедший в Чебоксарах «круглый стол» по теме: «Практика реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Какие изменения ждут батыревцев? Об этом- беседа с главой района Николаем Глуховым.

-Вписывается ли сегодняшнее административно- территориальное деление в республике в рамки предстоящей реформы?

-Нынешняя управленческая модель в Чувашии была сформирована в последние годы. И сельские  администрации сейчас работают весьма эффективно. Но жизнь идет, многое меняется, в том числе и благодаря принятому 6 октября прошлого года Федеральному закону «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации». Но этот закон порождает и некоторые вопросы. В частности, в нем прописана   норма организации поселений исходя из численности жителей -1 тысяча или 3 тысячи человек. Проблема грядущего укрупнения, деления-разделения весь­ма болезненная. Об этом говорят уроки истории. Стоит вспомнить хотя бы процесс разукрупнения колхозов, когда вместо больших и крепких хозяйств появилось много мелких. А ведь жизнь села зависит оттого, как в целом развивается аграрный сектор -в каждом населенном пункте перерабатывающую промышленность не создашь. Поэтому от эффек­тивности работы на земле, которую будет обраба­тывать колхоз или частник, станет зависеть само­чувствие муниципальных образований.

Вместе с тем нельзя сказать, что большие сельские поселения будут лучше жить. Для Чува­шии неприемлемы организации поселений с уче­том   более 3 тысяч жителей. Для нас больше подходит вариант с численностью более 1 тысячи жителей. Мы уже подсчитали: если пойдем по второму пути, то первый этап реформы осилим без особых проблем. Причем в каждом отдельном случае подход будет гибким. Взять, к примеру, Шихирданы, где живет почти 6 тысяч человек. Здесь, конечно, должно остаться одно поселение. А в деревне Красномайск живет 600 человек. Ее    придется объединять с близлежащими населенными пунктами, ведь на содержание управленческого    аппарата будут тратиться муниципальные деньги. При определении границ поселений надо учиты­вать и географические особенности - овраги, автомобильные дороги, а также всю имеющуюся инфраструктуру.

- Если при создании муниципальных обра­зований взять критерии в 1 тысячу жителей, то сколько поселений  образуется на территории Батыревского района?

- В этом случае вместо сегодняшних 20 сельских администраций появятся 17 поселений. Границы  нынешних сельских администраций не изменятся, часть из них просто «сольется». А если принимается численность более 3 тысяч, то число поселений сократится до 9. Проблем тогда будет выше кры­ши. Представьте себе: Бикшикскую сельскую администрацию придется буквально «растащить» по укрупненным муниципальным образованиям. Из
деревни Именево люди привыкли ходить в Поле­вые Бикшики. И если мы эту деревню отдадим Туруновской сельской администрации, то получит­ся абсурд: жителям по любому поводу придется добираться до Турунова окольным путем, минуя Батырево, ибо прямой дороги нет. И это не един­ственный пример, когда надо будет резать по живому. Я думаю, народ этого не поймет. В теории,может, все гладко получается, а на практике - всё
иначе. Нужно все-таки учитывать сложившиеся традиции и особенности наших мест.

-Не тревожит ли Вас в связи с реформой местного самоуправления судьба социально значимых объектов?

Более всего меня волнуют объекты культуры. Они и так финансировались по остаточному принципу, а если к тому же их передать на уровень
поселений... В Шаймурзинской сельской администрации есть большой клуб, построенный в свое время силами хозяйства «Знамя». Начальник район­ного отдела культуры Анатолий Бабаев иногда назы­вает такие клубы «Титаниками». Мы и сейчас с трудом, но их содержим, а с переходом на поселен­ческий уровень это будет практически невозможно. А переоборудовать там ничего нельзя. Такие же проблемы в Тарханах, в Первомайском. А прибавь­те к ним библиотеки, музеи, которые большого дохода не дадут, но являются частью истории наше­го народа.

-           Но насколько я понял, на первых порах поселениям будет оказываться финансовая помощь.

-          Сейчас у нас трехуровневый бюджет - муниципалитета, субъекта федерации и российский. Нашего муниципального бюджета не хватает, район дотируется на 80 процентов. С 2006 года появляет­ся четвертый уровень бюджета - поселенческий. Там будет рассчитана доходная часть, а недостаю­щие средства должны поступать из района в виде трансфертов. Но как это долго будет продолжаться, мне сказать пока сложно.

На уровне поселений, чьи бюджеты будут скром­ными, глава самоуправления, по моему убеждению должен исполнять свои обязанности на общественных началах, а глава администрации- на освобожденной основе.

-Не станет ли это миной замедленного действия, ведь у главы самоуправления как общественника сразу понизится статус?

-Все зависит от личности и характера людей. Если у глав одна цель - повышение благосостояния муниципального образования - то они должны работать слаженно, в одной упряжке. Но если начнут искать выгоду только для себя, то никакой работы
не будет. В советские времена, помните, были райком партии и исполком. Если они работали дружно, то район развивался динамично. В ином же случае вся энергия уходила на междоусобицу.

На мой взгляд, главой самоуправления на обще­ственных началах может быть или председатель хозяйства, или директор школы, или любой человек, активно участвующий в жизни сельского населенно­го пункта. Таких людей избиратели сначала поддер­жат в качестве народного избранника, а затем уже депутаты выберут главой. То есть будет двойное сито, что затруднит прохождение на должность гла­вы самоуправления, мягко говоря, не тех людей.

-Председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Леонид Рокецкий, будучи в Моргаушском районе, заявил, что реформа местного самоуправления при­ ведет к сокращению штатов районных администраций. Насколько серьезным оно будет?

-Раз некоторые функции переходят на посе­ленческий уровень, то сокращения в райадминистрациях неизбежны. Но я уверен, что специалисты без работы не останутся, ибо в поселениях предстоит утолять голод в квалифицированных кадрах. То есть речь можно вести не о их сокращении, а о перемещении.

-Николай Иванович, не Ваш взгляд, в грядущей реформе больше плюсов или минусов?

-Вопрос отчасти философский, ведь все познается в сравнении. В прошлом году я был в командировке в США, в штате Мичиган, как раз по местному самоуправлению. Там также каждое му­ниципальное образование имеет свой устав и бюджет. Но есть и определенная гибкость. В одном случае глава самоуправления - на освобожденной основе, а глава администрации трудится по найму. В другом - глава самоуправления работает
на общественных началах, а глава исполнительной власти избран населением. Но, несмотря на мандат народного доверия, по всем бюджетным делам он отчитывается перед главой самоуправления.
Мы главе исполнительной власти задали актуальный для России вопрос: а если вашего бюджета не хватит для исполнения намеченных депутатами задач? Он удивился: такого быть не может! У них бюджетная система иная - налоги, поступающие в течение 2003 года, аккумулируются и расходуются в 2004 году. То есть 1 января 2004 года уже известно, сколько миллионов долларов имеется в муниципальной казне. У них неисполнения бюджета и дефицита денег не бывает, так как расходуется только та сумма, которая накоплена в казне. Нам пока до этого далеко.

С другой стороны, в законодательной практике . нужно учитывать и реалии, в том числе российский менталитет. С точки зрения поступательного раз­вития общества задуманная реформа, безуслов­но, это плюс. Ведь проводится она не для Глухова и президентов Федорова и Путина, а для того, чтобы население стало хозяином на своей терри­тории. В том, что в подъезде исписаны стены, виноваты не глава или президент, за порядок здесь в ответе сами жильцы, Цель реформы благая- приучить людей к активности и ответственности.

- Давайте взглянем  на  районный уровень. Как будут складываться отношения между дву­мя главами - самоуправления и администра­ции?

-Сложно дать определенный ответ. С одной стороны, есть русская пословица о двух медведях, которым не ужиться в одной берлоге. С другой, многое зависит от того, с кого спрос. Если с главы самоуправления - за неубранные дороги, благоус­тройство и прочее, то он подберет себе такую команду, которая будет выполнять поставленные
задачи. И в случав неисполнения у него есть механизм расторжения контракта с главой исполнительной власти. А если же спрос с главы адми­нистрации района, которого нанял глава самоуп­равления, возникнет другая ситуация. Если спра­шивать, почему не сделано то-то и то-то, он будет кивать головой на главу самоуправления - это он мне денег не дал. Тогда, конечно, ничего хорошего не получится.

-Николай Иванович, ответьте положа руку на сердце - с 2006 года Вы в какой должности хотели бы работать - главы самоуправления или администрации?

-Главное - не должность, а польза району. Однозначно не могу ответить. Мое желание одно -вернуть былую славу Батыревскому району.

 

 

 



"Советская Чувашия"
18 июля 2004
00:00
Поделиться