Когда гладко на бумаге, не забыть бы про овраги
-Вписывается ли сегодняшнее административно- территориальное деление в республике в рамки предстоящей реформы?
-Нынешняя управленческая модель в Чувашии была сформирована в последние годы. И сельские администрации сейчас работают весьма эффективно. Но жизнь идет, многое меняется, в том числе и благодаря принятому 6 октября прошлого года Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Но этот закон порождает и некоторые вопросы. В частности, в нем прописана норма организации поселений исходя из численности жителей -1 тысяча или 3 тысячи человек. Проблема грядущего укрупнения, деления-разделения весьма болезненная. Об этом говорят уроки истории. Стоит вспомнить хотя бы процесс разукрупнения колхозов, когда вместо больших и крепких хозяйств появилось много мелких. А ведь жизнь села зависит оттого, как в целом развивается аграрный сектор -в каждом населенном пункте перерабатывающую промышленность не создашь. Поэтому от эффективности работы на земле, которую будет обрабатывать колхоз или частник, станет зависеть самочувствие муниципальных образований.
Вместе с тем нельзя сказать, что большие сельские поселения будут лучше жить. Для Чувашии неприемлемы организации поселений с учетом более 3 тысяч жителей. Для нас больше подходит вариант с численностью более 1 тысячи жителей. Мы уже подсчитали: если пойдем по второму пути, то первый этап реформы осилим без особых проблем. Причем в каждом отдельном случае подход будет гибким. Взять, к примеру, Шихирданы, где живет почти 6 тысяч человек. Здесь, конечно, должно остаться одно поселение. А в деревне Красномайск живет 600 человек. Ее придется объединять с близлежащими населенными пунктами, ведь на содержание управленческого аппарата будут тратиться муниципальные деньги. При определении границ поселений надо учитывать и географические особенности - овраги, автомобильные дороги, а также всю имеющуюся инфраструктуру.
- Если при создании муниципальных образований взять критерии в 1 тысячу жителей, то сколько поселений образуется на территории Батыревского района?
- В этом случае вместо сегодняшних 20 сельских администраций появятся 17 поселений. Границы нынешних сельских администраций не изменятся, часть из них просто «сольется». А если принимается численность более 3 тысяч, то число поселений сократится до 9. Проблем тогда будет выше крыши. Представьте себе: Бикшикскую сельскую администрацию придется буквально «растащить» по укрупненным муниципальным образованиям. Из
деревни Именево люди привыкли ходить в Полевые Бикшики. И если мы эту деревню отдадим Туруновской сельской администрации, то получится абсурд: жителям по любому поводу придется добираться до Турунова окольным путем, минуя Батырево, ибо прямой дороги нет. И это не единственный пример, когда надо будет резать по живому. Я думаю, народ этого не поймет. В теории,может, все гладко получается, а на практике - всё
иначе. Нужно все-таки учитывать сложившиеся традиции и особенности наших мест.
-Не тревожит ли Вас в связи с реформой местного самоуправления судьба социально значимых объектов?
Более всего меня волнуют объекты культуры. Они и так финансировались по остаточному принципу, а если к тому же их передать на уровень
поселений... В Шаймурзинской сельской администрации есть большой клуб, построенный в свое время силами хозяйства «Знамя». Начальник районного отдела культуры Анатолий Бабаев иногда называет такие клубы «Титаниками». Мы и сейчас с трудом, но их содержим, а с переходом на поселенческий уровень это будет практически невозможно. А переоборудовать там ничего нельзя. Такие же проблемы в Тарханах, в Первомайском. А прибавьте к ним библиотеки, музеи, которые большого дохода не дадут, но являются частью истории нашего народа.
- Но насколько я понял, на первых порах поселениям будет оказываться финансовая помощь.
- Сейчас у нас трехуровневый бюджет - муниципалитета, субъекта федерации и российский. Нашего муниципального бюджета не хватает, район дотируется на 80 процентов. С 2006 года появляется четвертый уровень бюджета - поселенческий. Там будет рассчитана доходная часть, а недостающие средства должны поступать из района в виде трансфертов. Но как это долго будет продолжаться, мне сказать пока сложно.
На уровне поселений, чьи бюджеты будут скромными, глава самоуправления, по моему убеждению должен исполнять свои обязанности на общественных началах, а глава администрации- на освобожденной основе.
-Не станет ли это миной замедленного действия, ведь у главы самоуправления как общественника сразу понизится статус?
-Все зависит от личности и характера людей. Если у глав одна цель - повышение благосостояния муниципального образования - то они должны работать слаженно, в одной упряжке. Но если начнут искать выгоду только для себя, то никакой работы
не будет. В советские времена, помните, были райком партии и исполком. Если они работали дружно, то район развивался динамично. В ином же случае вся энергия уходила на междоусобицу.
На мой взгляд, главой самоуправления на общественных началах может быть или председатель хозяйства, или директор школы, или любой человек, активно участвующий в жизни сельского населенного пункта. Таких людей избиратели сначала поддержат в качестве народного избранника, а затем уже депутаты выберут главой. То есть будет двойное сито, что затруднит прохождение на должность главы самоуправления, мягко говоря, не тех людей.
-Председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Леонид Рокецкий, будучи в Моргаушском районе, заявил, что реформа местного самоуправления при ведет к сокращению штатов районных администраций. Насколько серьезным оно будет?
-Раз некоторые функции переходят на поселенческий уровень, то сокращения в райадминистрациях неизбежны. Но я уверен, что специалисты без работы не останутся, ибо в поселениях предстоит утолять голод в квалифицированных кадрах. То есть речь можно вести не о их сокращении, а о перемещении.
-Николай Иванович, не Ваш взгляд, в грядущей реформе больше плюсов или минусов?
-Вопрос отчасти философский, ведь все познается в сравнении. В прошлом году я был в командировке в США, в штате Мичиган, как раз по местному самоуправлению. Там также каждое муниципальное образование имеет свой устав и бюджет. Но есть и определенная гибкость. В одном случае глава самоуправления - на освобожденной основе, а глава администрации трудится по найму. В другом - глава самоуправления работает
на общественных началах, а глава исполнительной власти избран населением. Но, несмотря на мандат народного доверия, по всем бюджетным делам он отчитывается перед главой самоуправления.
Мы главе исполнительной власти задали актуальный для России вопрос: а если вашего бюджета не хватит для исполнения намеченных депутатами задач? Он удивился: такого быть не может! У них бюджетная система иная - налоги, поступающие в течение 2003 года, аккумулируются и расходуются в 2004 году. То есть 1 января 2004 года уже известно, сколько миллионов долларов имеется в муниципальной казне. У них неисполнения бюджета и дефицита денег не бывает, так как расходуется только та сумма, которая накоплена в казне. Нам пока до этого далеко.
С другой стороны, в законодательной практике . нужно учитывать и реалии, в том числе российский менталитет. С точки зрения поступательного развития общества задуманная реформа, безусловно, это плюс. Ведь проводится она не для Глухова и президентов Федорова и Путина, а для того, чтобы население стало хозяином на своей территории. В том, что в подъезде исписаны стены, виноваты не глава или президент, за порядок здесь в ответе сами жильцы, Цель реформы благая- приучить людей к активности и ответственности.
- Давайте взглянем на районный уровень. Как будут складываться отношения между двумя главами - самоуправления и администрации?
-Сложно дать определенный ответ. С одной стороны, есть русская пословица о двух медведях, которым не ужиться в одной берлоге. С другой, многое зависит от того, с кого спрос. Если с главы самоуправления - за неубранные дороги, благоустройство и прочее, то он подберет себе такую команду, которая будет выполнять поставленные
задачи. И в случав неисполнения у него есть механизм расторжения контракта с главой исполнительной власти. А если же спрос с главы администрации района, которого нанял глава самоуправления, возникнет другая ситуация. Если спрашивать, почему не сделано то-то и то-то, он будет кивать головой на главу самоуправления - это он мне денег не дал. Тогда, конечно, ничего хорошего не получится.
-Николай Иванович, ответьте положа руку на сердце - с 2006 года Вы в какой должности хотели бы работать - главы самоуправления или администрации?
-Главное - не должность, а польза району. Однозначно не могу ответить. Мое желание одно -вернуть былую славу Батыревскому району.