Батыревский муниципальный округПатăрьел муниципалитет округĕ

«Единое воспитательное пространство –как фактор формирования подрастающего поколения»

Декабрьский педсовет. Совет с родителями. Здравствуйте уважаемые родители! Все мы – родители, настоящие или будущие, и всем нам знакомы традиционные родительские со-брания. Кто–то встречает их с радостью, кто – то ждет их с опасением и тревогой, кто–то огорчен пред-стоящей потерей своего бесценного времени, а кто–то просто не верит, что его присутствие на собрании что – то значит или сможет изменить. На нашем сегодняшнем форуме мы решили поговорить с вами о воспитании наших детей. Благо для этого накопилось много причин, на которых мы остановимся позже. А пока мне хотелось бы вам напомнить, что личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего собственного фор-мирования и развития. Одна из вечных проблем воспитания всегда состояла в том, чтобы добиться мак-симального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воздействий на человека. Эту проблему может решать только научно организованная, правильно поставленная работа. Утвер-ждая решающую роль воспитания в формировании и развитии личности, А.С. Макаренко писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если че-ловек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству». Что же делается в нашем районе в этом направлении? Воспитание в системе образования является одним из приоритетных направлений в деятельности управления образования, всех образовательных учреждений. На основании республиканской програм-мы в районе принята программа «Формирование установок толерантного сознания» на период 2002-2005 г.г. Цель программы – формирование установок толерантного сознания, определяющих устойчи-вость поведения в обществе отдельных личностей, социальных групп в различных ситуациях. В районе сложилась система воспитательной работы. В каждом образовательном учреждении в программе развития школы имеется раздел «Органи-зация воспитательной работы в урочное и внеурочное время». Также в районе работают постоянно дей-ствующие семинары директоров, зам. директоров по воспитательной работе, зам. директоров по учеб-но-воспитательной работе и старших вожатых. Вся работа спланирована с целью решения методиче-ской проблемы «Обучение и воспитание - целостный процесс в условиях личностно- ориентированного образования», а также методической темы ИМЦ «Организация внедрения новых педагогических техно-логий в воспитательный процесс образовательного учреждения» Так, например, в 2002-2003 учебном году на постоянно действующих семинарах были рассмот-рены вопросы воспитания подрастающего поколения. Эти совещания проходят с выездом в школы, с практическими занятиями по теме. «Роль патриотического воспитания учащихся в профилактике правонарушений и преступлений на базе Долгоостровской СОШ» на семинаре зам. директоров по воспитательной работе 14 января 2003 г.31 января, 1 марта, 11 октября текущего года в Тойсинской, Бахтигильдинской, Сугутской школах на совещании организаторов также были рассмотрены вопросы воспитания подрастающего поколения, уровня воспитанности, эффективности работы классных руководителей. Вопросы воспитания рассмат-ривались также и на совещаниях заместителей директоров по учебной работе и директоров школ. Так, например, «Физкультурно-оздоровительная работа под девизами: «Здоровый образ жизни» и «Моло-дежь - высшая ценность общества» в Шыгырданской СОШ на совещании зам. директоров по учебно-воспитательной работе 18 марта 2003 г. На базе Первомайской СОШ 19 мая 2003г. на совещании дирек-торов был рассмотрен вопрос об исполнении Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганды здорового образа жизни, форми-рования законопослушного поведения учащихся». На базе Тат-Югелевской ООШ на семинаре ст. вожатых 14 сентября 2003г. был рассмотрен во-прос «Роль детских организаций по организации досуга учащихся во внеурочное время, привлечение учащихся, склонных к правонарушениям в общественно значимую деятельность». Очень полезным для практической работы был семинар «Вовлечение учащихся к социально значимой деятельности» прове-денный в Тойсинской средней школе Самарскими педагогами для организаторов внеклассной работы нашего района. Ежегодно вся учащаяся молодежь охватывается акцией «Молодежь против наркотиков». И в этом году с 10 по 15 ноября в районе прошла акция « Молодежь против наркотиков», в рамках которой был организован конкурс рисунков, где приняли участие учащихся из 10 школ. Среди них надо выде-лить Норваш-Шигалинскую СОШ, Балабаш- Баишевскую СОШ, Тат-Сугутскую СОШ, Алманчиков-скую СОШ, Долгоостровскую СОШ. Был организован коллективный просмотр спектакля «Семья Вур-далака». Участвовали в акции «Милиция и дети», которая проходила в районе с 25 марта по 25 апреля 2003 года совместно с органами внутренних дел, социальной защиты, здравоохранения, отдела по делам молодежи, культуры и спорта, СМИ. В ходе акции члены рабочей группы участвовали на различных мероприятиях, родительских собраниях, собраниях трудовых коллективов, собраниях общественности, педагогических советах. Ход акции освещался в райгазете «Авангард» и местном радиовещании. Совместно с работниками прокуратуры, РОВД, ПДН ежегодно во всех школах проводится «Месячник правовых знаний». В рамках этого месячника оформляются и обновляются стенды «Права и обязанности учащихся», «Конвенция о правах ребенка», «Ты и закон», проводятся различные меро-приятия: беседы по обсуждению Конституции РФ и Устава школы, КВНы по праву, брейн-ринги, пра-вовые диспуты с приглашением работников ПДН. Ежегодно в районе проводятся операции «Чердак» и «Базар» с целью охвата учащихся учебой, выявления безнадзорных и беспризорных детей и подростков. На рынке «Юхма» систематически проводятся рейды, в ходе которых выявляются беспричинно уклоняющиеся от учебы учащиеся. По итогам проведенной работы в школах и в РУО издаются приказы. В 2003 г. по РУО был из-дан приказы «О профилактике детской смертности от внешних причин» и «Об устранении нарушений Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних», выявленных Прокуратурой ЧР». Согласно приказа, в целях недопущения дальнейших преступлений со стороны несовершеннолетних, проведены выездные совещания с участием помощни-ка прокурора района, заместителей директоров школ по воспитательной работе, также глав сельских администраций и работников культуры, где были проанализированы причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними и намечен ряд мероприятий профилактического характера с несо-вершеннолетними, проживающими в неблагополучных семьях.. В настоящее время актуализировалась работа по моделированию воспитательного пространства. Необходимость продиктована временем, в котором мы живем и условиями, которыми располагаем. В нашем районе созданы новые виды общеобразовательных учреждений: 5 – начальных школ-детских садов, Первомайский центр образования, 19 - средних общеобразовательных школ, 10 основ-ных общеобразовательных школ, 1 коррекционная школа-интернат, ПУ-7, учитывающие разнообраз-ные познавательные интересы учащихся и обеспечивающие внедрение вариативных программ в обра-зовательный процесс. В этих учреждениях обучаются 6887 учащихся. Сегодня дифференцированное обучение по программам повышенного уровня получают 18,9% школьников (в 1994 – 12%), 13% школьников младшего возраста изучают иностранный язык со 2 класса (в 1994 г. 0,5%). В процессе обучения получил развитие личностно-ориентированный подход; введены новые учебные предметы: право, экономика, экология. Для школьников, имеющих особые склонности к изу-чению основ наук, работают лицейские и гимназические классы на базе Батыревской СОШ №2, педаго-гические классы в Батыревской СОШ №1. Широкое развитие получили различные интеллектуальные соревнования, олимпиады, конферен-ции, турниры и др. В 2002-2003 учебном году предметные районные олимпиады проведены по 17 пред-метам, где приняло участие более 1000 учащихся. На республиканских олимпиадах учащиеся школ района участвовали по 17 предметам и ими завоевано 4 диплома 1-3 степеней: 1 – по чувашскому языку и литературе и 3 по татарскому языку. Лидерами в предметных олимпиадах являются школьники из Батыревской СОШ №1 и №2, Староахпердинской СОШ, Тарханской СОШ, Старотойсинской СОШ. 2-3 года назад являлись призерами республиканских и межрегиональных олимпиад по географии и другим предметам. Учащиеся школ участвуют в различных конференциях и фестивалях молодежи и школьников. В прошлом учебном году на республиканской конференции были представлены более 20 работ учащихся нашего района. Новоахпердинская СОШ участвовала на седьмой республиканской конференции-фестивале творчества молодежи и школьников 2003г. – «Будущие лидеры Отечества» в секции «Отече-ство», подсекции «Культура родного края», один из них стал лауреатом I тура по теме «Моя родослов-ная», а некоторые получили свидетельства об участии. Школы района участвуют в республиканском конкурсе «Школа года», проводимом в целях мо-дернизации образования, внедрения инновационных технологий обучения, развития экспериментальной и инновационной деятельности. В последние годы в нем приняли участие Шаймурзинская и Тойсин-ская, Новокотяковская школы, которые стали финалистами в разные годы. Стремление выпускников школ получить качественное образование требует принятия новых управленческих решений: проведения реструктуризации сети сельских школ, создания системы незави-симой объективной оценки качества образования, совершенствование структуры и содержания образо-вания. В 10 школах с начальных классов идет вводный курс изучения ЭВМ. Они получают первые на-выки овладения знаниями о компьютерах. Большой подъем в практическом осуществлении модернизации наблюдается при проведении коллективно-творческих дел с учащимися школ района: ко дню чувашского языка, к 85-летию со дня рождения чувашского народного поэта Давыдова-Анатри и 90-летию поэта-классика Митты Васлея. По татарскому языку и литературе проведены мероприятия по приобщению учащихся к национальной культуре, в начальных классах – интеллектуальная игра, по математике – «Юные дарования», конкурсы на лучшее подсобное хозяйство среди сельских общеобразовательных учреждений и интернатов, где ежемесячно участвуют наши школы. В последние годы призерами становились Новоахпердинская СОШ и Батыревская школа-интернат. А в этом году в число призеров республиканского конкурса во-шла Яншиховская ООШ. Создание и развитие воспитательных систем в образовательных учреждениях имеет социальное значение. Под воспитательной системой понимается среда образовательного учреждения, которая спо-собствует успешной социализации личности, т.е вхождению ребенка в культурную среду, формирова-ние системы социальных отношений, становление его как личности. Воспитательное пространство оп-ределяют через среду и рассматривают его как культурную среду, которая генерирует образ жизни, спо-собствующий свободному развитию индивидуумов и формированию определенного образа мыслей, чувствований и действий. Хотя и считается, что школа отнюдь "не единственное место, где дети могут по настоящему воспитываться", все же её следует отнести к такой части среды, которая "организуется так, чтобы восполнить недостатки целого". Только не забыли-ли мы, что практически попутно, изучая казалось бы совершенно далекие от воспитания предметы и темы можно ежедневно, ежечасно показы-вать нашим детям правильную дорогу в жизни. В качестве такого урока мне хотелось бы привести урок русского языка в Тарханской средней школе. Мы были свидетелями, как учительница Ефимова Ольга Петровна преподала урок жизни в 6 классе. А тема урока самая прозаическая – «Значение и граммати-ческие признаки имени прилагательного». Как только не поворачивали учащиеся такие слова как «лю-бовь», «ненависть», «преданность», зависть» и др. Мне кажется, в сердцах учащихся такие уроки оста-вят след надолго, после таких уроков дети научатся различать добро от зла, узнают, что такое любовь и что такое ненависть. В то же время рамки урока не всегда позволяют учителю вникнуть в духовный мир ученика, по-мочь ему раскрыть заложенные в нем природные возможности. Поэтому в жизни учащихся немаловаж-ное место занимает внеурочное время. В настоящее время организацию воспитательной деятельности в системе образования помимо классных руководителей осуществляют такие специалисты, как педагог-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, старший вожатый, психолог и др., возвращающиеся в штатные расписания учреждений. Это значит, что организованными формами воспитания дополнительно были охвачены десятки мальчишек и девчонок. Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в кадрах организаторов воспитания, проблема обеспеченности системы воспитания и дополнительного образования специалистами остается достаточно актуальной. В настоящее время в различных школьных кружках занимаются 4 565 учащихся. Это составляет 66% от общего количества учащихся, во внешкольных учреждениях дополнительного образования – 1230 (16 %). В учреждениях дополнительного образования учебно-воспитательным процессом заняты 44 педагога. Из них 6 в Доме детского творчества, 21 в детско-юношеской спортивной школе и 17 в школе искусств. Для координации деятельности всех образовательных учреждений, предоставляющих дополни-тельные образовательные услуги, действуют 4 учреждений дополнительного образования: Районные Дом детского творчества, Школа искусств, Тарханская художественная школа им. А.А.Кокеля, Район-ная детско-юношеская спортивная школа. Это позволяет иметь единый банк данных, включающий ана-лиз кадров, программ, выстраивать систему массовых мероприятий, обеспечивать научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, координировать взаимоотношения между всеми об-разовательными учреждениями, заинтересованными организациями. Во всех школах работают детские организации и Советы старшеклассников. Направляют и орга-низуют работу с учащимися 26 старших вожатых, 19 заместителей директоров школ по воспитательной работе. Методическую помощь в организации работы с детьми в школе и по месту жительства оказыва-ет районный дом творчества школьников. Кроме того, муниципальное образовательное учреждение до-полнительного образования «Батыревская детская школа искусств» со своими филиалами развивает 193 учащихся по следующим направлениям: музыкальное, художественное, хореографическое, фольклор-ное. В общеобразовательных школах проводятся немало познавательных и развлекательных мероприя-тий. Об этом свидетельствуют участие учащихся на районных и республиканских мероприятиях. Так, например детский хор Сугутской СОШ завоевал звание лауреата республиканского фестиваля «Цветы Чувашии» (Руководитель Медведев Игорь Ильич), призовые места заняли и юные художники в респуб-ликанском конкурсе «Ростки возрождения». Члены кружка по интересам «Мягкая игрушка», «Резьба по дереву», неоднократно становились победителями республиканских и районных конкурсов техническо-го творчества учащихся. В течение ряда лет школы успешно решают проблему обучения и воспитания учащихся на при-мере лучших традиций своего народа, своей культуры. С 1989 года фольклорные коллективы наших школ участвуют в мероприятиях фестиваля «Печек сес путене» («Перепелочка»). В целях активизации детей по эстетическому воспитанию в школах района в феврале в районном Доме культуры прошел смотр-фестиваль детского художественного творчества «Цветы Чувашии», в котором приняли участие 400 учащихся из 32 школ района. Лучшие коллективы и исполнители, это 13 коллективов, участвовали в зональном смотре в с. Шемурша, на котором жюри выбрал детский хор БСШ №1 (рук. П.Н.Никитин) и ансамбль мальчиков Шаймурзинской СОШ (рук. Г.И.Чурбанов). Они выступили на заключительном мероприятии в апреле 2003 г. в г. Чебоксары и стали лауреатами фестиваля «Цветы Чувашии». Содержание деятельности Дома детского творчества реализуется по различным направлениям воспитательной работы. Приоритетными направлениями деятельности являются – организация учебно-воспитательного процесса, стимулирующего развития природных склонностей и творческих способно-стей детей, обеспечивающих самопознание, самообразование и самореализацию личности. Ежемесячно с вожатыми района проводились различные семинары, практические занятия – цель которых вооружение организаторов детских объединений с современными методами работы. В районе эффективно работают детские организации: «Сеспель сескисем» (рук. В.К.Мешкова, «Чишма» (рук. Сафин Э.З.), «Смена» (рук. Михайлова Т.В.), «Скаутское движение» (рук. Солдатова В.Ф.). В прошлом учебном году работало 23 кружка с охватом 500 учащихся: _ Эколого-биологические – 1, Туристско-краеведческие – 4,- Художественного творчества – 14, Культурологические – 4., а в этом учебном году в 26 кружках занимаются 550 детей. Надо отметить, к сожалению у нас очень мало кружков моделирования и технических. Другим направлением воспитательной работы ДДТ является – организация и проведение различ-ных массовых мероприятий, праздников, конкурсов, фестивалей и т.д.. Так, в ноябре месяце в целях воспитания национального самосознания, толерантности, миролюбия у учащихся в современных усло-виях, совершенствование содержания, форм, методов поисково-краеведческой работы в ДДТ прошла олимпиада по краеведению. Учащиеся Шаймурзинской СОШ Нестерова Кристина на республиканской олимпиаде заняла 3 место, а Квасова Екатерина – 4 место. В рамках, мероприятий , посвященных образованию района был проведен конкурс фотографий на тему «Родной край».. Победителями стали Раевская Милана – ученица Тарханской СОШ, Мешкова Надежда – ученица Б.Баишевской СОШ и работа учащегося Новоахпердинской СОШ. Также по теме «Родной край» проводился конкурс рисунков, в котором приняли участие учащиеся из 19 школ района в возрасте с 8 до 14 лет. По итогам конкурса призовые места заняли работы Тюра Фарида – ученицы 11 кл. Шыгырданской СОШ, Трошкина Владимира – ученика 8 кл. Тарханской СОШ, Портновой Кристи-ны – ученицы 6 кл. БСШ №2 и работа Тимербулатова Чулпана – ученика 7 кл. Долгоостровской СОШ. В республиканском конкурсе «Марш парков» учащиеся Долгоостровской, Тарханской, Кзыл-Чишминской школ и кружковцы ДДТ заняли призовые места и приняли участие на празднике в г. Че-боксары. С целью повышения познавательного интереса к истории и культуре родного края, совершенст-вования содержания форм и методов туристско-краеведческой работы коллективы школ приняли уча-стие в республиканском конкурсе «Ростки возрождения, где команда Балабаш Баишевской школы (ру-ководитель команды Мешкова В.К.) заняла 1 место. Кроме перечисленных традиционных мероприятий уже в этом учебном году были проведены районный конкурс творческих работ учащихся, посвященных Всемирному Дню животных, Лесная олимпиада, Конкурс сочинений «Мой дом», Конкурс рисунков «Зимние забавы», Конкурс «Своими руками», «Лес – для сердца ты всего дороже», Конкурс рисунков «Техника будущего. Проект – 2003 г.», «Люблю тебя, Петра творенье». Наиболее массовым и организованным объединением было и остается юнармейское движение, отчетом деятельности которого являются игры «Зарница», «Орленок». Районные финальные игры про-шли в мае т.г. Где наиболее успешно выступили юноармейцы Батыревских №№1и 2, Старотойсинской, ПУ №7, Тойсинской, Первомайской школ (Руководители команд Васюткин Ю.И., Антипов В.Л., Глин-кин В.Н., Адикин А.Н., Козлов В.В., Матюшкин В.В.) В отдельном строю в общем воспитании стоит физическое воспитание. Учитель физической куль-туры в силу своей профессии чаще и ближе находится со своими учащимися, будь то уроки, трениров-ки, спортивные соревнования, туристические походы и другие мероприятия. Каждый ребенок в разно-образных условиях раскрывается перед ним как личность, проявляя те или иные положительные или отрицательные качества и способности. Благо, руководители страны и Чувашской Республики по-средством указов и постановлений ввели ясность, что здоровье школьников во многом определяется состоянием физического воспитания в школе. Буквально в прошлом месяце в районе прошел месячник «Приоритет – современному качеству физкультурно-оздоровительной деятельности», в котором ак-тивное участие приняли все школы района. О победителях различных конкурсов в рамках этого ме-сячника писалось и в районной газете, была информация и в Интернете. Главное не в этом, главное в том, что произошли серьезные изменения в мышлении наших руководителей школ. Вот один пример: Батыревская средняя школа №1. По нашим масштабам большая школа. До сих пор в школе бытовало мнение, что физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы невозможно проводить – тут и места нет, тут и школа старая и т.д. В процессе месячника попробовали провести утреннюю общешкольную физзарядку. Получилось. Оказывается, многим детям это мероприятие нравится. Са-мое главное есть оздоровительный эффект. «Спортсменом можешь ты не быть – но спортивным быть обязан»- любит повторять наш прези-дент Н. В. Федоров. Ведь действительно, хотя бы для того, чтобы освоить огромный учебный матери-ал, наши дети должны быть здоровые. Да сегодня мы не можем хвастаться, что у нас спортивная база отменная. В то же время в этом плане худшие времена мы пережили. Буквально на днях в район дол-жен прибыть спортивный инвентарь на сумму 250 тысяч рублей, который мы приобретаем на услови-ях софинансирования. В районе проводится много спортивных соревнований. В том числи и в рамках Спартакиады учащихся по 23 видам. Эти мероприятия, которые проходят в течение всего учебного года, можно ко-нечно и критиковать, но, безусловно, в этой системе соревнований есть один большой «плюс». Под эту Спартакиаду подстраивается прохождение всей учебной программы школами по физической культуре, т.е в программе Спартакиады есть все разделы программы, кроме гимнастики. Об этом нам тоже надо подумать. Соревнования Спартакиады дети любят, к ним готовятся, и значит, занимаются полезным и нужным делом. В связи с этим хотелось бы привести один пример. Не скажу, в какой де-ревне, но рядом живут две семьи. В обоих семьях по 5-6 детей. Дети все хорошие, и в школе учатся неплохо и в различных спортивных секциях занимаются. Только в одной семье родители категориче-ски против участия своих детей на соревнованиях («Нечего время зря терять»). Все дети выросли. И что? В одной семье родители до сих пор ненарадуются на своих детей, в другой - дети тоже нашли се-бе занятия…, но не полезные для общества, т.е не надо боятся отпускать своих детей на соревнования. При правильной организации и направлении у наших детей будет хватать время и на спорт и на учебу. А примеров тому можно привести множество. С большим энтузиазмом учащиеся пронесли по территории района факел, посвященный V Кубку Европы по спортивной ходьбе. Принимая факел на границе с Шемуршинским районом колонну вело-сипедистов и бегунов Сугутской, Батыревской №1 и №2, Шыгырданской, Яншиховской, Именевской, Кокшановской, Первомайской школ в каждой деревне встречали коллективы школ, ветераны физкуль-турного движения, устраивались импровизированные митинги, концерты, фольклорные выступления. Факел сопровождали также прославленные спортсмены А.Деверинская и М.Тазетдинов, заслуженные учителя Чувашской Республики А.С.Инжа и В.М. Бородкин. Эстафетная передача факела произошла на территории Комсомольского района - в Н.Б.Шигалинской ООШ. Этот факел, конечно же, останется на всю жизнь в сердцах участников факельного пробега, как и туристические слеты, юноармейские игр. Внеклассные спортивные мероприятия дают конечно многое, но -не всем учащимся. Урок. Вот где реша-ются самые основные проблемы физического воспитания. Реализация системы физического воспитания школь-ников осуществляется в процессе овладения учебным материалом действующей комплексной программы. Пред-полагается, что подавляющее большинство школьников обладают (как минимум) удовлетворительным здоровьем и основные усилия на уроках физкультуры необходимо сосредоточить на развитии двигательных способностей (физических качеств). При этом четко регламентируются нормативные требования по физической подготовленно-сти. Определен объем знаний, двигательных навыков и умений. Вместе с тем никаких конкретных требований к уровню физического здоровья учащихся ни в одной из программ не содержалось и не содержится. Всероссийская диспансеризация показала, что только 20 % абсолютно здоровых детей. Выполнение новых требований САНПИНа, введенного с 1 сентября т.г. обеспечит улучшение здоровья на 11 %. Очевидно, что заключение о со-стоянии физического здоровья школьников должно основываться на результатах тестирования их морфофунк-циональных показателей, а не визуальных наблюдений, как часто бывает сегодня. А для этого нам надо ввести в практику школьной жизни обязательное тестирование уровня физического здоровья (УФЗ) школьников (как ми-нимум два раза в год, т.е. в начале сентября и в конце мая) учителем физкультуры и школьным медработником, которые овладели методикой тестирования, создать школьный компьютерный банк данных на всех учеников, ку-да должны вноситься результаты этапных обследований, на основании которых рассчитываются индивидуаль-ные УФЗ, классы делятся на подгруппы, нормируются параметры физических нагрузок и отслеживается динамика функциональных показателей. Это нам нужно не для показателей, нам нужны здоровые дети, здоровая нация. Человек является неотъемлемым элементом природы, без нее он не может жить, дышать, питаться, полу-чать тепло, свет и жилище. Отношение к природе, поэтому имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерас-тает в нравственное отношение к самому человеку. Для формирования убежденности и готовности детей кон-кретно и правильно решать экологические проблемы в школах района работают различные экологические кружки и объединения. Постоянными занятиями в кружках охвачено 232 учащихся. В 11 школах (Б.Баишевской, Абам-зинской, Бахтигильдинской, Норваш Шигалинской и др.) действуют школьные лесничества, в которых ребята за-нимаются практической природоохранной работой. Много труда и души вкладывают учащиеся отдельных школ под руководством своих учителей в экологическое оздоровление окружающей среды. Так, например, учащиеся Абамзинской, Новокотяковской основных, Большечеменевской, Балабаш-Баишевской, Новоахпердинской, Долго-островской средних и некоторых других школ высаживают ежегодно по 2-3 тысячи деревьев. Ученица 8 класса Норваш Шигалинской СОШ Оля Николаева, принимая участие в Московском Международном Форуме «Одарен-ные дети» удостоилась диплома участника «Союз юных экологов». В республиканском конкурсе «Защитим лес» лауреатом стала Солдатова Анастасия (т.Югелевская ООШ, во Всероссийском конкурсе»Зеркало природы» 3 ме-сто занял Вазюков Александр (Сугутская СОШ). Уметь видеть красоту природы, жить в чистоте – вот такая задача поставлена президентом Чувашской Республики Н.В.Федоровым. Чистота везде и всюду должна стать нормой жизни. Большое практическое и воспитательное значение имеет краеведческая работа в школах. Диапа-зон практической деятельности юных краеведов широк: от спасения мальков рыб до поиска залежей полезных ископаемых, от записи воспоминаний участников и очевидцев событий до подробного изуче-ния истории улиц, сел, деревень, от ознакомления с памятниками истории и культуры родного края до участия в их охране и реставрации. Достойный вклад краеведы вносят в музееведение. Активное уча-стие в реализации программы принимают ветераны войны, труда. Многие из них сдают свои личные награды, письма, материалы, освещающие их боевой путь в качестве экспонатов, при их непосредст-венном участии восстанавливаются и создаются новые музеи. В настоящее время в образовательных учреждениях функционируют 23 музея, еще 5 музеев находятся на стадии оформления документов, ре-гистрации. Юные краеведы района достойно выступили на республиканской олимпиаде по краеведе-нию, где призовое место заняла Нестерова Кристина (Шаймурзинская СОШ) В целях повышения туристского мастерства, популяризации туристско-краеведческой деятель-ности среди учащихся традиционно прошел слет юных туристов. По итогам турслета 1-ое место заняла команда Первомайской СОШ, 2-ое место – Б.Баишевская СОШ, 3-е место – Сугутская СОШ. Команда Первомайского центра образования принимала участие на республиканских соревнованиях по туризму в пос. Вурнары и заняла 4-е место. Особую тревогу педагогического сообщества вызывает возрастание наркомании среди подрост-ков, молодежи. В учреждениях образования ведется антинаркотическое просвещение с участием вра-чей, наркологов. В текущем учебном году совместно с заинтересованными ведомствами прошла акция «Молодежь – против наркотиков», охватившая системой мероприятий всю учащуюся молодежь. Каза-лось бы, нас этот вопрос не должен волновать, так как на территории района пристрастившихся к нар-котикам не выявлено. Однако работа в данном направлении необходимо продолжить. Как говориться, легче предупредить, чем лечить. И в этой ситуации неизмеримо возрастает роль психологической служ-бы. Поэтому службы психологического сопровождения детей, молодежи нужны во всех учреждениях образования, повсеместно. Для решения острых психологических проблем, была создана в январе 2003 года психологическая служба при Батыревском районном управлении образования. Так как деятель-ность психолога в большей мере направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему об-ращаются учащиеся, их родители или учителя, то основной целью Центра в целом можно считать со-действие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социа-лизирующейся личности, коррекцию разного рода затруднений в ее развитии. Сейчас психологическая служба реорганизована в психологический Центр диагностики и кон-сультирования, что позволит более эффективно использовать весь спектр психологических методик, тестов, методических разработок. В течение 2003 года (на 08.12.03г.) индивидуальной и групповой работой охвачено 1463 че-ловека. Специалисты Всего охвачено Из них: учащиеся родители педагоги(воспитатели) Психолог 1277 1085 86 106 Психолог ДДУ 144 86 25 33 Логопед 42 34 2 6 Важнейшей целью Центра диагностики и консультирования является ранняя диагностика и профилактика отклонений в развитии, поведении у детей и подростков и содействие в формировании психологически здоровой личности. С целью решения данной задачи в Центре проводится индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушений интеллектуальной сферы (это прежде всего ШТУР – школьный тест умственного развития), школьной дезадаптации(тренинги дружеского общения, «Мальчики и девочки»), трудностей в отношениях с родителями и учителями (самоанализ, «Письма учителю издалека», тренинги «Мама, папа, как я вас люблю». Такие работы были проведены в Яншиховской ООШ, Красномайской ООШ, Старотойсинской СОШ, Тойсинской СОШ, Шаймурзинской СОШ, Большечеменевской СОШ, Бахтигильдинской СОШ, Первомайском Центре образования и др. С целью формирования психологической грамотности педагогов, родительской компетентности проводятся лектории среди педагогов, родителей по темам: «Подготовка ребенка к 1-му классу»(д/с «Василек»), «Трудности переходного возраста»(Батыревская школа-интернат) и др. В течении года та-ким психопросвещением охвачено 192 человека. Но мы считаем, что этого явно недостаточно и в этом направлении необходимо наладить более тесный контакт с родителями. Хотелось бы, чтобы со стороны родителей было больше желания сотрудничества с нашим Центром. Большой упор делается на работу по профессиональной ориентации учащихся. По этому на-правлению с детьми проводятся психологические диагностики по таким тестам как «Карта интересов», «Твоя будущая профессия», «Интерес, способность, личность», ознакомительные беседы с нынешним рынком труда. Однако все равно большинство учеников 10-го класса (74% по результатам тестирования в Тойсинской СОШ, проведенного в ноябре этого года) еще не определились со своим будущим на-правлением, по которому они хотели бы в дальнейшем учиться и работать. Еще хуже обстановка в 11-ых классах. Большинство детей наших школ определяется только в конце учебного года (Например, по опросу 11-классников Норваш-Шигалинской школы, который был проведен в апреле этого года, только 24% выпускников твердо знали, куда они пойдут после окончания школы, 48% еще колебались, а ос-тальные 28% учеников оставляли решение этой проблемы на самый последний момент). Поэтому в этом направлении надо будет работникам Центра приложить еще более напряженные усилия, особенно, учитывая предстоящей переход на всеобщую профильную подготовку в старших классах школы Если Батыревский район наркомания пока обходит стороной, то проблема пьянства и алкоголиз-ма стоит достаточно остро. В связи с этим проходят беседы («Алкоголь и подросток»,круглые столы «Давайте думать вместе: молодежь и наркотики»), игровые тренинги («Почему я говорю нет»), аноним-ные анкетирования и опросы. Нельзя здесь не отметить и тот тревожащий факт, что работа по профи-лактике алкоголизма в семьях идет очень плохо. Например, на анонимном анкетировании, проведенном в деревне Красномайском на вопрос о том, «От кого Вы узнаете о вреде алкоголя, сигарет?», 82% детей (учеников 9-го класса) называют школу и только 16% называют родителей. Формирование потребности в труде, трудолюбия, общественно-трудовой активности, сознатель-ной дисциплины труда и других моральных качеств школьника, необходимых для его трудовой дея-тельности на общую пользу призваны осенняя заготовка урожая, весенние работы на пришкольных уча-стках, помощь коллективному хозяйству в различных полевых работах, ремонт и уборка классных по-мещений и в том числе и трудовые оздоровительные лагеря. В 2003 году несколько увеличена сеть пришкольных оздоровительных профильных лагерей. Особенностью последних лагерных кампаний яв-ляется то, что в оздоровительных формированиях стали реализовываться дополнительные образова-тельные программы, направленные на развитие творческих способностей личности ребенка В соответ-ствии с распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики на организацию 10 пришкольных лагерей в 2003 году было выделено 176,4 тыс. рублей.. Из республиканского бюджета получили 129 тыс. рублей на организацию 30 ученических производственных бригад на 1583 ученика. В числе луч-ших можно отметить программы Норваш Шигалинской, Староахпердинской, Тойсинской, Алманчиков-ской средних, Новокотяковской, основной школ. 192 ребенка района отдохнули в загородных лагерях. Казалось бы, мероприятий огромное количество и не должно быть места проступкам. Но нет, не-смотря на проводимую многогранную работу по организацию досуга учащихся к сожалению в этом го-ду произошел рост преступности несовершеннолетними нашего района. За текущий период 2003 года на территории Батыревского района несовершеннолетними совершены 23 преступления, за аналогич-ный период прошлого года –7, рост на 228,6 процентов. Наблюдается рост совершения преступлений небольшой тяжести с 0 до 3, средней тяжести с 2 до 9, тяжкие с 5 до 11. В общественных местах совершены 8 преступлений, в прошлом году –1. Из 25 преступлений: краж-14 (АНАЛОГИЧНЫЙ ПЕРИОД ПРОШЛОГО ГОДА 5), грабежи – 1 (о), хулиган-ство –4 (0), причинение средней тяжести вреда здоровью-2 (1). Всего в группе совершено 11(4) преступлений, что составляет рост на 175 процентов, из них в смешанных группах 5 (2) рост на 150 процентов, и только несовершеннолетними 6 (2) – рост на 200 процентов. Из анализа преступности среди несовершеннолетних видно, что на территории Батыревской сельской администрации совершены 8 преступлений, в Тарханском направлении –7, в Первомайском –3, Тойсинском –3, Алманчиковском –4 и в Долгоостровском направлении –1. В совершении преступления участвовали 23 подростков, из них двое иногородних. В преступле-ниях участвовали учащиеся в ПУ-7 – 4 подростка, учащиеся школ - 11, не работающих и не учащихся –7. В настоящее время на профилактических учетах в ПДН Батыревского РОВД состоят 85 несо-вершеннолетних. Из них условно осужденных –7, по ст. 27 п.3 УПК РФ –21. За мелкое хулиганство –31, за употребление спиртных напитков –11, не работающих и не учащихся –5. За текущий период 2003 года на профилактические учеты ПДН Батыревского РОВД взяты 35 подростков. Вот те цифры, ко-торые уже становятся страшными. За всеми этими цифрами стоят слезы обиженных и оскорблен-ных нашими «героями». Ведь эти правонарушения и преступления совершены против наших детей, против нас с вами. Состоят на учете неблагополучных семей-31, из них собраны материалы на лишение роди-тельских прав –8. Решением Батыревского суда лишены 3 родителей, для решения по территориально-сти в суды направлены 4 материала. Подготовлены материалы на лишение родительских прав –3. Так же решением Батыревского суда ограничены в дееспособности – 2 родителей. Хотя педагогическими коллективами школ, учреждениями дополнительного образования, управ-лением образования, РОВД и прокуратурой ведется целенаправленная работа профилактики правона-рушений, напрашивается вывод: мы что-то в своей работе упустили, и нам необходимо срочно искать и найти совместно с вышеназванными учреждениями оптимальные пути по совершенствования работы с подростками, относящимися к группе «Риск». Динамика личностной деформации складывается из сле-дующих этапов: появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности – превраще-ние их в относительно устойчивое взгляды и привычки – формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и средства, - соответствующие искажения нравствен-но-правового сознания в части пределов дозволенного поведения – правонарушение – систематическое правонарушение – систематическое правонарушающее поведение – преступление. Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокуп-ность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. «Дефективность сознания, - отмечал А.С.Макаренко, - это конечно, не техническая дефективность лич-ности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений – одним словом, преж-де всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества. Этот тезис имеет основополагающее значение для профилактики правонарушений уча-щихся и для разработки мер воздействия на тех из них, которые уже совершили правонарушения (кор-рекция личности и оздоровление среды), а также на лиц из их окружения, связи и поведения которых свидетельствуют о вероятности правонарушающего поведения с их стороны. Подлинная сущность человеческой личности проявляется в его поступках и действиях. Для этого совершенно недостаточно одного желания поступать определенным образом, сознавать необходимость требуемого поведения: это лишь предпосылка практической деятельности, хотя и обязательная, но да-леко не сама деятельность. Поступки и действия ребенка будут характерными для него лишь тогда, ко-гда они совершаются им неоднократно, много раз повторяются, в результате чего он на опыте, на прак-тике убеждается в правильности норм, усвоенных и осознанных им. Можно сколько угодно убеждать ученика в пользе и ценности трудолюбия, но все это не даст искомого результата, если ребенок не ис-пытает на себе влияния труда, радости о трудового усилия. Воспитание не продвинется ни на шаг, если ученик, например, зная важность гимнастических упражнений, не будет их выполнять. Человек форми-руется, растет и мужает в разнообразной деятельности. Для того чтобы сознание перешло в акт поведения, необходимо преодолеть, по словам А.С. Ма-каренко, небольшой разрыв, «маленькую канавку». Путь к единству сознания и поведения проходит че-рез цепь связующих элементов, которая включает в себя длительные упражнения в правильном поступ-ке, реальные взаимоотношения, организацию жизни учащихся на основе их полезной деятельности и общения. Длительные, многократные упражнения в правильном поступке порождают навыки и при-вычки требуемого поведения. Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в се-мье. Неблагоприятным для формирования личности ребенка является семья не только с явной дегра-дацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.) но и та, где за чисто внешним благополу-чием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства нажи-вы, само приобретательство как жизненную установку. Это в свою очередь, сказывается на отношении школьников к учебе и труду: постепенно в их сознании складываются пренебрежение к труду, ориен-тация на выгодную работу, подчинение трудовых интересов корыстным либо ложно понимаемым пре-стижным устремлениям. Результатом такого «потребительского воспитания» чаще всего становятся ус-тановки на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из та-ких семей обычно отличаются высокой криминальной активностью. В этом мы убеждаемся на заседа-ниях КДН, куда приглашаются родители детей правонарушителей. Для применения к ним мер наказа-ния. Большую роль в профилактике правонарушений играет родительская общественность. В районе действуют 35 родительских комитетов в составе 245 человек. Члены родительского комитета оказывают посильную помощь в организации учебно-воспитательного процесса в школе: организуют дежурства во время крупных зрелищных мероприятий по месту жительства, проводят рейды, организовывают культурный досуг с родителями («Папа, мама, я - спортивная семья», «День матери», «А ну-ка, папы», КВНы и т.д.). Большой опыт работы с родитель-ской общественностью накопили педагогические коллективы Новокотяковской, Кзыл-Камышской, Кзыл-Чишминской, Именевской, Красномайской ООШ, Шаймурзинской, Тарханской, Сугутской, Ста-ротойсинской СОШ. На органы образования возложены функции по социальной защите детей, нуждающихся в осо-бой поддержке государства. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В целях проведения активной государственной политики, направленной на защиту интересов се-мьи и детей, улучшение демографической ситуации и, учитывая роль семьи в укреплении нравствен-ных устоев в обществе, Указом Президента ЧР от 27 ноября 2002 года №131 2003 год объявлен «Годом семьи». Семья является многофункциональной структурой общества, в которой протекает сложный со-циальный педагогический процесс подготовки детей, будущих граждан к жизни, продолжаются тради-ции рода, укрепляются связи между поколениями, уходящими своими корнями в глубь истории народа. Жизнеспособность каждого народа, его настоящее и будущее во многом зависит от семьи, от воспита-ния в ней детей, от разумного физического и духовного развития их сообразно природе. Не случайно выдающийся чувашский педагог – просветитель И.Я.Яковлев в своем «Завещании» родному народу особо подчеркнул : «Берегите семью: в семье опора народа и государства. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Бере-гите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если сбережете семью, обережете детей и создадите креп-кую опору для мирного и спокойного труда». Скрепляющим элементом семьи является мать, и ее роль в этом отношении осталась неизменной и по сей день. И сейчас на ее плечах лежит большой груз ответственности за духовно – нравственное и физическое развитие детей в семье. Под влиянием современных условий жизни меняется структура семьи, в частности резко увели-чилось количество неполных семей. Появляется все больше расторженных браков: за четыре месяца 2002 года по району было 37 разводов, за аналогичный период 2003 года – 20 разводов. С давних пор считается, что основной целью создания семьи является рождение и воспитание детей. Забота о семье и воспитании детей всегда являлась и является одной из основных задач Прави-тельства РФ. Проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. В последние годы уве-личивается количество детей, лишенной родительской опеки, умственно неполноценных детей. В нашем районе 48 семей воспитывают 57 детей – сирот и детей , оставшихся без попечения ро-дителей, 128 многодетных семей, неполных семей 495. Приходится всю душу выложить матерям, вос-питывающим детей-инвалидов, которых в районе – 667. Администрация района вносит посильный вклад в деле оказания помощи семьям. Все эти категории населения района пользуются всеми льготами, которые предусмотрены Законами Российской Федера-ции и Чувашской Республики. Ежегодно организовывается отдых детей в детских оздоровительных ла-герях через отдел социальной защиты населения администрации района. В 2003 году бесплатные путев-ки получили 45 детей в отделении дневного пребывания центра социального обслуживания населения, отдыхали 30 детей из малообеспеченных семей. Согласно Указу Президента РФ « О мерах по социаль-ной поддержке многодетных семей» семьи с четырьмя и более детьми, неполные семьи с тремя детьми пользуются 30% скидкой на коммунальные услуги. В первом квартале 2003 года назначены и выплаче-ны пособия безработным женщинам: по беременности и родам – 16, по уходу за ребенком до достиже-ния возраста 1,5 лет – 136 безработных женщин. В первом квартале текущего года вышеназванные пособия выплачены на общую сумму 192 375 руб. После окончания учебы в учебных заведениях детей-сирот и воспитанников семейных групп ставят на учет в качестве безработных в Батыревский районный центр занятости населения и выплачивают пособия по безработице в размере 30% от прожиточного ми-нимума. Для формирования единого банка данных малоимущих семей в 1 квартале текущего года отде-лением соцзащиты населения были приняты на учет 240 малоимущих семей. Реабилитационный центр «Родник» принимает больных по направлению врачей МУЗ ЦРБ. В санаториях республики восстанови-ли свое здоровье 5 детей, в том числе 3 детей в санатории «Алый парус», 2 детей – в санатории «Лесная сказка». По путевкам, выделенным Министерством социальной политики, 4 детей-инвалидов восстано-вили свое здоровье в оздоровительном лагере « Алый парус». Забота о семье и воспитании детей всегда являлась и является одной из основных задач Прави-тельства РФ. Проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. В последние годы уве-личивается количество детей, лишенной родительской опеки, умственно неполноценных детей. Наблюдается рост социальных сирот. Основными причинами, приводящими к социальному си-ротству, являются нарушение функции семьи, асоциальный образ жизни, алкоголизм родителей, нарас-тание психоэмоциональных перегрузок родителей, напряженное социальное состояние семьи. На пре-дупреждение социального сиротства, оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной си-туации направлена деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей. Сегодня в Российской Федерации в соответствии с Семейным кодексом введены такие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей как, усыновление, опека , приемная семья. Отечественный и мировой опыт показали, что гарантия благополучного будущего ребенка – сироты в семье значительно выше, чем устроенного в учреждение, а воспитание и содержание ребенка-сироты в семье обходится государству и обществу значительно дешевле, чем в детдоме. Достаточно новой, экономически и педагогически выгодной для детей и государства является такая форма устройства детей, как приемная семья. Немаловажную роль в развитии семейных форм устройства детей-сирот сыграло увеличение размера пособия, выплачиваемого опекунам на содержание подопечных детей. До 2001г. размеры пособия устанавливала местная администрация, выплаты произ-водились из местного бюджета, и разница в размере пособий колебалась по районам от 200 до 900 руб-лей. Сегодня размер пособия составляет более полутора тысяч в месяц на каждого ребенка. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями согласно Закона Чуваш-ской Республики « О социальных гарантиях приемной семье». Настоящий Закон в соответствии с Конституции РФ, Семейным кодексом РФ устанавливает гарантии приемной семье на территории ЧР. На основании приказа Министерства образования ЧР от 1 мая 2003 года в районе создана приемная семья Трофимовых в деревне Абамза. Другая проблема в воспитании – это дети интернатных учреждений. Воспитание и образование их- актуальная социально-педагогическая проблема, которая определяется психологическими особен-ностями воспитанников интернатных учреждений, их особым социальным статусом. Зачастую в эти уч-реждения поступают педагогически запущенные дети, имеющие опыт асоциальной жизни, которые с трудом адаптируются к условиям школ-интернатов, совершают самовольные уходы и правонарушения. Для дальнейшего развития воспитания в системе образования района необходимо решить во-просы: формирования единого межведомственного подхода к воспитанию детей, молодежи; создания единого образовательного и воспитательного пространства; достижения нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, детских и мо-лодежных общественных объединений в воспитании и социализации детей и молодежи; формирования эффективной системы профилактики безнадзорности, преступности, а также нар-комании, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи; создания условий для введения в штатное расписание образовательных учреждений педагогов дополнительного образования, старших вожатых, педагогов-организаторов, социальных педагогов, пе-дагогов-психологов (по существу возвращение ставок организаторов воспитания только началось и их количества еще недостаточно для организации эффективной работы); дальнейшего развития сети, а также расширения спектра дополнительных образовательных ус-луг в общеобразовательных школах.


16 декабря 2003
00:00
Поделиться