Батыревский муниципальный округПатăрьел муниципалитет округĕ

Доклад на тему: «Модернизация системы образования – путь к обеспечению качественных знаний»

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ И ПРИГЛАШЕННЫЕ! Сознательная жизнь каждого человека начинается со школьной скамьи. Через школу проходит все молодое поколение. Именно в школе раскрываются задатки, формируются взгляды, воспитываются интеллектуальные способности. Здесь происходит развитие личности, воспитание в учениках гражданственности, трудолюбия, уважения к близким и родным, любви к родине, семье. Школа занимает и в обществе свое, особое место. Многих из нас волнует вопросы, связанные с работой правоохранительных органов, и системы здравоохранения, состояние экономики, промышленности и сельского хозяйства, но все эти вопросы – вопросы сегодняшнего дня. Система образования готовит будущее, определяет, что будет завтра. Содержание образования — важнейшая составляющая образовательной системы и, соответственно, главная цель планируемых изменений в ней. Организационно-управленческие, экономические, правовые преобразования при всей своей важности суть все те условия и механизмы выхода на новое качество образования, а цель —именно выработка и реализация нового содержания образования. В настоящее время уже практически всем стала очевидной необходимость серьезной модернизации содержания школьного образования. За последние десятилетия в стране в целом произошли серьезнейшие изменения. Россия стала страной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой мере нашли свое отражение в содержании школьного образования, и именно они должны стать основой кардинальной его модернизации. Уважаемые коллеги! В этом году исполняется 75 лет Батыревскому району. Образования района своими корнями связывает прошлое и настоящее района. Первые учреждения образования в районе появились в 1839 году – это Туруновская церковно-приходская школа, а 1840 г. – была открыта 2-х классная Тойсинская школа. 1888 году впервые в истории чувашей открыто женское училище Министерства народного просвещения в деревне Старые Тойси. Славную страницу в образовании района вписало педагогическое училище, несколько десятилетий готовит специалистов для сельского хозяйства ПУ №7 Достойно продолжает традиции - филиал ЧГУ во главе с нашим уважаемым земляком академиком Л.П.Кураковым. И в настоящее время учреждение образования района имел достойную базу, продолжает развивать традицию внедряя новаторство в образовании. В прошлом учебном году в 36 школах обучались 7542 ученика, кроме того в 17 дошкольных учреждениях воспитываются 959 детей, в школе-интернате обучаются и воспитываются 115 детей, в профессиональном училище – 537 учащихся, в филиале университета по заочно-очным формам учатся более 900 студентов. Все школы и дошкольные учреждения укомплектованы квалифицированными руководящими и педагогическими кадрами. В настоящее время в школах работают 838 педагогических работников. В том числе 16 заслуженных учителей Чувашской Республики, из них это звание в прошлом учебном году получили 5 человек. Недавно Указом Президента ЧР Н.В.Федоровым директору Шыгырданской средней школы Алеевой Н.М. присвоено высокое звание «Заслуженный работник образования Чувашской Республики». Позвольте поздравить ее со столь высокой наградой. Курсы повышения квалификации в течение 2001-2002 учебного года прошли 148 педагогических работника. В прошлом учебном году продолжалась аттестация педагогических и руководящих работников общеобразовательных школ и детских садов района. Аттестованы 135 человек на 1 категорию, 22 – на вторую и 4 педагога на высшую. На сегодняшний день в школах района работают 20 учителей высшей категории, 253 – первой и 95 – второй. В 2002 году окончили среднюю школу 585 выпускников. Из них аттестат с золотым тиснением получили 6, с серебряным - 20 выпускников, все из них поступили в ВУЗы. За последние 3 года в среднем более 91% выпускников продолжают образование в ВУЗах, ССУЗах и ПУ. 84,4% выпускников основных школ продолжают своё образование в средних школах района, а в текущем году 42,2% выпускников поступили в ВУЗы. Это очень хороший показатель. Дошкольное образование Система дошкольного образования в районе насчитывает 17 дошкольных образовательных учреждений и 2 детских сада при Новокотяковской и Кзыл-Камышской ООШ, где воспитывается и обучается 959 детей. Всего в ДОУ функционируют 50 групп раннего и дошкольного возраста. С 01.09 – будем открывать детский сад в Ст.Котяковской начальной школе. Все 17 ДОУ- детские сады общеразвивающего вида. В ДОУ района насчитывается 1545 мест, из них детьми заполнены 62% , 38% мест остаются незаполненными. Охват детей общественным дошкольным воспитанием в районе составляет только 34%. Все ДОУ укомплектованы педагогическими кадрами , в этой сфере работают 137 педагогов, из них с высшим образованием - 19; (14%) средним специальным –118; (86%) Всего по району аттестовано 55 (40%) педагогов дошкольного образования, из них с 1 квалификационной категории –23, с 2 категорией-32. Все ДОУ района воспитательно-образовательный процесс в ДОУ района ведут по региональной « Программе воспитания ребенка –дошкольника».В ДОУс. Батырево «Солнышко» и «Василек» в 2-х группах реареализуется программе «Радуга». С 2001-2002 учебного года в детских садах « Родник» с.Сугуты и «Василек» с .Алманчиково ведется инновационная работа по программе «Сообщество», направленое на всестороннее становление личности ребенка. В детском саду «Родник» с.Сугуты в течении последних лет ведется работа с детьми по развитию творческих способностей по программе « ТРИЗ в детском саду» (теория решения изобретательских задач). Многие ДОУ находятся на пути выбора приоритетного направления работы. Так, коллективы д/с «Центральный» и «Солнышко» с.Батырево, работая по проблеме физического развития дошкольников, используют нетрадиционные методы оздоровления детей. Большой опыт работы в д/с района накоплен по развитию у детей дошкольного возраста начал национального самосознания . Деятельность ДОУ направлена и на удовлетворение заказа родителей в подготовке старших дошкольников к обучению в школе. Для разрешения этих вопросов управлением образования администрации района предприняты определенные шаги. В частности, в целях обеспечения доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения и равных стартовых возможностей при поступлении в школу дошкольников ведется работа по созданию на базе общеобразовательных школ групп кратковременного пребывание детей в тех населенных пунктах, где отсутствуют ДОУ. Планируется открытие групп развития, группы ухода и присмотра детей. Изыскиваются возможности дополнительного финансирования из средств бюджета на организацию в районе менее затратных форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников, ведется предварительная работа по созданию в районе Службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, их родителям, педагогическим работникам с целью оказания специализированных услуг. Нам, управлению образованием, педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений и школ необходимо развернуть действенную пропаганду и доказать преимущество воспитания и образования в садиках перед семейным, чтобы создать равные стартовые возможности для всех других одноклассников начинающих получать знания в начальной школе Начальное образование В районе обучением учащихся начального звена занимаются 169 учителей начальных классов, все они с соответствующим педагогическим образованием. Из них 119 – с высшим образованием, 8 – учатся заочно, с высшей квалификационной категорией 2; I – 17 педагогов. Работая по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания». многие учителя района обучение и воспитание строят с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов и возможностей. Многие учителя района в своей работе стали использовать элементы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, где упор делается на коллективно-распределительную деятельность учеников и учителя .Именно участие ребенка в учебном процессе как активного субъекта учения отличает развивающее обучение от всех других его видов и форм. Неплохие результаты работы по этой методике у учителей БСШ №1, БСШ №2, Тарханской СОШ. В течение учебного года обобщен опыт работы учительницы Яншиховской основной школы Масловой Валентины Яковлевны работающей по проблеме: «Использование наглядного материала на уроках». Пятый год работает в районе творческая группа учителей начальных классов по проблеме. «Групповые формы работы с младшими школьниками». Работая в группах учащиеся педагогов творческой группы показывают хорошие знания и высокую результативность на районных и республиканских олимпиадах. Опыт работы творческой группы обобщен в районном масштабе и публикуется в республиканском журнале «Халах шкуле». Творческий подход в работе проявляют учителя начальных классов Батыревских №1 и №2, Шаймурзинской, Тарханской, Яншиховской, Старотойсинской, Долгоостровской, Новоахпердинской, Сугутской школ. Уроки они проводят живо, интересно в игровой форме, отвечают требованиям современного процесса обучения. У учеников правильная, выразительная речь, красивое письмо, прочные навыки осознанного чтения. В школах больше внимания надо уделить на качество и выразительность чтения, каллиграфию письма, работе над ошибками, искать новые способы работы, развивать логическое мышление, добиться соблюдения единых требований ведения тетрадей и ученических дневников, работать над сохранностью учебников. Положение образования и воспитания в среднем и старшем звене Как все мы знаем, язык является главным оружием для овладения знаниями. Важнейшее значение обучения языкам неоспоримо в современном мире. В районе созданы соответствующие условия для выполнения целей и задач образовательного курса предметов русского языка и литературы. Обучением заняты 112 учителей, из которых 1 учитель имеет высшую категорию, 22 – первую, 10 –вторую квалификационную категории. В течение прошлого учебного года 9 учителей прошли аттестацию на I, 8 на II квалификационную категории. С целью повышения квалификации учителей Чувашский республиканский институт образования провел на базе БСШ №2 курсы повышения квалификации учителей данных предметов. 36 учителей высоко оценили такую форму повышения квалификации. Большинство учителей русского языка и литературы при проведении уроков используют новые технологии, обеспечивающие качество образования. Так, например эвристические методы помогают направить учащихся на исследовательскую работу. Это доказывают учащиеся Тойсинской СОШ. Они заняли I место в республиканском конкурсе «Экологические шарады», а группа учащихся этой же школы заняла III место в республиканской заочной викторине «Литературные юбилеи». Учителя Тойсинской СОШ одними из первых применили в работе новые технологии методами: инсерт, кластер, двойной и тройной дневники и т.д. Все это позволило учащимся данной школы сдать ЕГЭ успешно и показать 100% качество знаний. В районе второй год работает творческая группа по проблеме: «Анализ произведений по новым технологиям». В группу вошли учителя: Мулюкова А.А., Табакова О.А. (Тойсинская СОШ), Афанасьева В.Н. и Майрина А.Н. (БСШ №1) и Кудряшова О.И. (БСШ №2). Данная группа внедряет опыт работы кандидата филологических наук, доцента ЧРИО Ермаковой Г.А. совмещения душеобразования современного школьника с его речеобразованием, в результате повышения качество знаний учащихся. Планируется дальнейшее распространение данного опыта работы в школах района. Проведенная районная олимпиада по данным предметам показала более высокий уровень подготовки учащихся. Содержание олимпиад по языку и литературе перекликалось с вопросами ЕГЭ, а также с выпускным сочинением. Вместе с тем в преподавании предметов имеются проблемы, недостатки. На сегодняшний день во многих школах для успешного выполнения программы не хватает библиотечного фонда по современной литературе, возвращенной литературе зарубежья для 11 классов (60%). Читаемость учащихся снизилась, в библиотеках художественная литература устарела, находится в малом количестве. Ввиду нехватки часов эта работа уходит на второй план. В школах ослаблена кружковая работа. Не у всех учителей продумана система дифференциации домашних заданий, индивидуальная работа с учащимися, напрашивается дополнительное введение часов русского языка в старших классах. Происходящие перемены затрагивают и сферу обучения иностранным языкам. Появилась настоятельная необходимость по -новому взглянуть на процесс обучения и вообще на обучение иностранному языку в частности. Необходимость владения иностранным языком осознается все большими слоями общества. Учителя иностранного язык, учитывая требования времени, относятся к своей работе творчески, используя в работе современные формы и методы работы постоянно работают над повышением эффективности урока, поиском его оптимальной организации, умело вовлекают в активную учебную деятельность по овладению аудированием, говорением и чтением всех и каждого учащегося. Во всех школах района учащиеся обучаются 2-ум иностранным языкам: английскому и немецкому. Английский язык преподается в 16, немецкий - 19 школах. В 2-х школах параллельно преподается 2 языка: английский и немецкий. Во всех школах кроие П.Бикшикской СОШ и Яншиховской СОШ работают специалисты. Сегодня родители учащихся вслух высказывают свои пожелания об обучении только английского, исходя из этого реально ставится задача переквалификации на английский. Специфика урока иностранного языка позволяет решать не только образовательные, но и большие воспитательные задачи. Учителя Владимирова Г.А. (Ст.Котяковская ООШ), Туктина Г.Н. (Кз.Камышская ООШ), Макарова И.Н. (Шаймурзинская СОШ) умело используют игровые моменты, физкультминутки, инсценировки, песни, что позволяет учителям комплексно реализовать методические и педагогические задачи. Основные недостатки и трудности работы учителей - это недостаточное оснащение кабинетов наглядными пособиями и ТСО. Пора шире использовать возможности компьютера. Тем более в школах уже есть электронный учебник английского языка. Отрицательную роль в приобретении знаний также оказывает уменьшение часов иностранного языка, редеет число школ проводящих ранее изучение иностранного языка в сравнении с предыдущими годами. Учителям необходимо уделять больше внимания внеклассной работе по предмету, которая способствует развитию у учащихся речевых умений, повышает их интерес к иностранному языку и усиливает их мотивацию. Учителя чувашского языка и литературы работают по проблеме «Обучение и воспитание - целостный процесс в условиях личностно-ориентированного образования». В школах района созданы соответствующие условия для выполнения целей и задач образовательного курса по чувашскому языку и литературе. Обучением заняты 65 учителей, из которого 2 имеют высшую: Павлова Р.А.(Н.Шигалинская СОШ) и Мадюкова М.И. (Шаймурзинская СОШ), 12 - учителей имеют первую квалификационную категорию. Педагогическими коллективами, отдельными учителями разработаны тематические планы, внедряются в практику новые педагогические технологии по интегрированному обучению предметов. В их числе Сугутская СОШ (Тинюкова Н.К.), Тойсинская СОШ (Табакова М.З.) они работают по апробации проекта программы чувашской литературы и участвует в издании методических литератур для школ. Обобщен опыты работы Никитиной С.П. (Балабаш-Баишевская СОШ) по теме «Использование наглядных пособий, ТСО на уроках чувашского языка и литературы» и Тинюковой Н.К. (Чув.Сугутская СОШ) по теме «Развитие культуры устной и письменной речи у учащихся». Учителя настойчиво работают по выполнению «Закона о языках ЧР», в школах и в районе были проведены содержательные внеклассные мероприятия по празднованию 90 летия со дня рождения чувашского народного поэта Я.Г.Ухсая, состоялось научно-практическая конференция «Ухсай – чаваш сырулахен вайе, сентереве, мухтаве». Ежегодно в день рождения чувашского просветителя И.Я.Яковлева 25 апреля в районе проводится День чувашского языка и литературы. Конкурсы чтецов, сочинений, доклады и выступления учителей и учащихся – все это способствует формированию патриотизма, национального самосознания учащихся и сохранению чувашских традиций. Ежегодно проводимые районные олимпиады по чувашскому языку и литературе показывают высокий и качественный уровень подготовки учащихся по данному предмету. Об этом и свидетельствует успехи учащихся на районной олимпиаде. В этом году ученица 10 класса Тойсинской СОШ Перепелкина Алена заняла 3 место (учитель Яковлева В.П.). Учащиеся нашего района участвовали на республиканских конкурсах. На конкурсе юных поэтов и писателей призовое место заняла ученица 8 класса Шаймурзинской школы Шакина Марина и поступила учиться вне конкурса в лицей имени Лебедева. На республиканском фестивале «Сеспел кавайче» лауреатами стали ученица Первомайской СОШ (учитель Сорокина Е.Ф.) и ученик Яншиховской ООШ (учитель Чернышева Л.П.) Учителям КРК больше работать над развитием общего кругозора учащихся по гражданско-правовому образованию школьников. Усилить работу по изучению, обобщению и распространению передового опыта, активно публиковать эти материалы на страницах газет и журнала «Халах шкуле». В районе функционирует 8 татарских школ, где обучаются 1744 учащихся. Татарский язык и литературу ведут 12 учителей, 4 имеют первую, а 1 учитель высшую квалификационную категорию (Ахметова Тескире Асадулловна, которая удостоена Президентской премии в 2001г.). Учителя татарского языка и литературы работают по проблеме: «Приобщение учащихся к национальной культуре. Учителя внедрили в практику своей работы дифференцированный подход, проводят интегрированные, нестандартные уроки. Большое внимание уделяют воспитанию в детях любви к своему народу, к его литературному языку, эмоциональному восприятию литературного произведения, познанию богатств народного творчества, формированию национального достоинства. Высокая профессиональная активность учителей татарского языка и литературы позволила дать 100% успеваемость учащихся по данному предмету. В течение 2-х последних лет на Базе Долгоостровской СОШ проводилась республиканская олимпиада по татарскому языку и литературе, где учащиеся района заняли все 1 места. Это учащиеся Долгоостровской СОШ, Кз.Камышская ООГ, Шыгырданская ООШ, Тат.Тимяшская ООШ (Учителя Ахметова Т.А., Ахмадеева Ф.Ш., Ишмуратова С.М., Валиуллова Н.Ш.). Учащиеся Долгоостровской (уситель Ахметова Т.А.) заняли 2-3 места на межпредметной олимпиаде 2000г. в г.Казани. Управлением образования, администрации школ ежегодно изучается состояние преподавания математики в школах района. По итогам полугодий проводятся контрольные работы, контрольные срезы с целью проверки и изучения усвоения общеобразовательного уровня знаний учащихся. В истекшем учебном году во всех общеобразовательных школах проверены знания девятиклассников за курс основной школы. Хорошее качество знаний показали учащиеся 9а кл. Батыревской СОШ №1 – 96%, 9г класса – 93%, Именевской ООШ – 80%, Яншиховской ООШ – 75%. Плохие результаты показали учащиеся П-Бикшикской СОШ – 43%, Ст.Котяковской ООШ – 33%, Н.Ахпердинской СОШ – 24%, Шаймурзинской СОШ – 25% неудовлетворительных знаний. В основном учителя математики работают по типовым учебным программам, а в 3-х школах по программам переработанными самими учителями. В районе 98 учителей математики, из них неспециалистов нет, а также нет учителей высшей категории, хотя достойные имеются. В течение 5 лет аттестованы на I категорию – 21 человек, на II категорию – 44 человек. С целью развития интереса учащихся к изучению математики, выявления одаренных детей проведены олимпиады. Представленные задания для учащихся 8-11 классов не дублированы учебный материал, носят нестандартный характер, а также соответствуют принципу опережающего обучения. Никто из участников не смог набрать 60% числа возможных баллов. Причина слабого решения заданий в том, что в большинстве школ учителя математики не проводят подготовительный тур к олимпиадам; из-за отсутствия финансирования не функционируют математические кружки; физико-математические заочные школы, школа «Поиск». Учителям математики школ района необходимо работать над воспитанием добросовестного отношения к учебе, совершенствованием учебного процесса, организацией внеклассной, внешкольной работы. Так же следует дальше развить индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися. Второй год подряд наш район участвует в эксперименте по проведению единых государственных экзаменов. Из 585 выпускников школ района, сдававших экзамен по математике получили «5» - 5,47%, «4» - 55,04%, «3» - 36,41, «2» - 3,8%. По сравнению с прошлогодними результатами ЕГЭ по математике в этом году учащиеся 11 классов района хорошо справились с данными заданиями. За последние годы ухудшилась материальная базы кабинетов физики. В школах района за последние 7-8 лет не было закуплено нового оборудования и приборов для проведения лабораторных работ, демонстраций опытов, эксперимента. Но несмотря на это учителя физики стремятся и используют все возможные средства для обеспечения прочных и осознанных знаний основ наук, знакомят учащихся с основными методами познаниями природы; учат их распознавать физические явления и закономерности в природе и технике; обучают применить знания для объяснения явлений природы, принципа устройства и действия технического оборудования. Биология, Химия Обучение школьников биологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, условия ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для практической подготовки школьников, формирования их научного мировоззрения. В начальном звене младшеклассники ознакамливаются с живой природой по 6 альтернативным учебникам. Из 33 учителей биологии 1 учитель имеет высшую, 10 учителей – I, 13 учителей – II квалификационную категории. В Кокшановской основной общеобразовательной школе нашли выход для углубленного изучения биологии за счет школьного компонента. Результаты 4-х летней работы молодого учителя биологии Сорокиной Н.А. налицо, ее ученик 9 класса победил на районной предметной олимпиаде. Результаты ЕГЭ по биологии показывают неплохие знания курса биологии учащихся Первомайской средней школы. Эффективно использует каждый этап урока Кудряшова Р.С., с сильными учащимися работает индивидуально, используя при этом альтернативные учебники, дополнительный материал и т.д. Однако, в преподавании биологии есть неиспользованные резервы. Недостаточно применяются учителями биологии интегрированные программы м альтернативные учебники. Внеклассная работа в виде кружковых занятий значительно свернулась. Учебники и учебные пособия, применяемые в школах, в основном относятся только к одному из 3-х предложенных вариантов. История, обществознание, право Преподавание истории в районе проводятся традиционным и блочным методами. В районе работает 51 учитель истории и обществознания, 14 учителей имеют I квалификационную категорию, одна – высшую, 29 – вторую категорию. Эти учителя уроки проводят в учебных кабинетах, 6 учителей ведут исторические кружки, 4 учителя ведут факультативные занятия. Во всех школах идет переход на новую структуру исторического образования. Этот вопрос ставится на секционных занятиях, семинарах в индивидуальной беседе с учителями. Заслуживает внимания работа Лукина С.Н. который новый материал дает крупными блоками; Волковой Ю.В. работающая над проблемой «Повышение качества знаний по истории и обществознанию» Мурзакова В.А. – по индивидуальной и дифференцированной работе с учащимися. Из 290 учащихся, прошедших срез знаний показали 91%качество знаний. Учащиеся имеют правильные временные представления, причинно-следственные связи исторических событий, историю местного края, исторических и политических деятелей современности. Однако все еще в школах района не на должном уровне гражданско-правовое образование учащихся. Эти вопросы изучаются только в 9 классе на уроках «Основы правовых знаний», в 11 классе - на уроках «Человек и общество». Результаты проведенных срезов показывают, что учащиеся плохо знают конституцию РФ, ЧР, политическую расстановку в России и Чувашской Республике, вопросы государства и права. Технический труд В воспитании детей огромное значение имеет труд. В основном в процессе труда воспитываются такие качества, как организованность, собранность, ответственность и исполнительность, инициативность и творческая предприимчивость, Новаторский подход к делу, самостоятельность в принятии решений. В районе 31 учитель технического труда, из них I квалификационную категорию имеют 7 учителей, II – 12. Для проведения уроков технического труда в районе имеются 22 комбинированные мастерские, 13 – по деревообработке, 4 – по металлообработке. В ряде школ созданы хорошая материальная база, подобраны кадры учителей по трудовому обучению. Наличие базы и подготовленных кадров учителей труда позволяет школам совершенствовать процесс трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся. Однако, в 25 школах обслуживающий труд ведут учителя-предметники, которые редко участвуют на секционных занятиях, не говоря о прохождении курсов. Поэтому, проводимые уроки ими, в основном носят общественно-полезный характер. В повышении эффективности и привития любви к своему предмету немаловажное значение имеет правильно поставленная внеклассная работа. В мае с.г. проведен районный слет школьных лесничеств, где участвовали 12 команд. В общекомандном зачете I место заняла команда школьного лесничества Н.Шигалинской, II место – Тарханской, III – Бал.Баишевской средних школ. Хорошие знания вопросов лесного дела и охраны приоды показали учащиеся Шаймурзинской, Сугутской средних и Сигачинской основной школ. Районная сборная команда на XV республиканском слете, проведенном на базе Канашского района, заняла III место, показав при этом хорошие знания лесного дела и вопросов экологического направления. Учебно-опытный участок школы является базой опытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями, они закрепляют, расширяют, углубляют знания по агротехнике возделывания сельскохозяйственных растений, овладевают методами управления ростом и развития. Пришкольный участок занимает важное место в познании природы учащимися, воспитание интереса к природе родного края и формированию любви и бережного отношения к ней. Все это глубоко понимают учителя биологии многих школ района. По современным требованиям преподавания биологии и сельскохозяйственного труда ставятся опыты на учебно-опытном участке Тарханской средней школы под руководством Г.Самариной и дежурных учителей. Управлением образования администрации района и образовательными учреждениями проведена определенная работа по оздоровлению детей в летний период. Для этих целей выделено 170 тысяч рублей кроме этого из республиканского фонда социального страхования выделено 46,2 тыс. рублей для функционирования 5 профильных лагерей: «Туристко-краеведческий» на базе Алманчиковской СОШ «Юный эколог» на базе Новокотяковской ООШ «Юный информатик» на базе БСШ №1 «Лечебно-оздоровительный» на базе профилактория «Родник» «Юные инспектора движения» на базе Староахпердинской СОШ По линии районного центра занятости трудоустроены более 500 учащихся. В течение прошлого учебного года проведены предметные олимпиады среди школьников практически по всем предметам. Анализ результатов олимпиад показывает, что за некоторым исключением призеров имеют абсолютное большинство школ, в том числе малокомплектных и малочисленных. 37 призеров подготовила Батыревская средняя школа №1, 28 призеров имеет Батыревская средняя школа №2 / в т.ч. воспитанники лицей-классов/, 9 – Староахпердинская, 8 – Кзыл Чишминская школы. и др. Дополнительное образование и внеклассная работа Рамки урока не всегда позволяют учителю вникнуть в духовный мир ученика, помочь ему раскрыть заложенные в нем природные возможности. Поэтому в жизни учащихся немаловажное место занимает внеурочное время. Во всех школах работают детские организации и Советы старшеклассников. Направляют и организуют работу с учащимися 26 старших вожатых, 19 заместителей директоров школ по воспитательной работе. Методическую помощь в организации работы с детьми в школе и по месту жительства оказывает районный дом творчества школьников. При доме творчества школьников работает школа «Лидер» занятия в которой проводятся в дни зимних каникул, работает 18 кружков по интересам, в которых занято 352 учащихся, ёежемесячно работает семинар старших вожатых и заместителей директоров школ по воспитательной работе с выездом в школы по ознакомлению с опытом работы с учащимися во внеурочное время. Хочется отметить работу детских организаций «Чишма» (ст.вожатый Тагирова Л.А.- лучшая вожатая районного конкурса «Вожатый-2002»). Детская организация «Зеленый патруль» и клуб «Милосердие» Сугутской СОШ – (Старший вожатый Кузнецова Вера Федоровна), ученическое самоуправление Яншиховской ООШ (старший вожатый Степанова Елизавета Николаевна). Эти детские организации накопили своеобразный опыт работы с детьми во внеурочное время. На базе дома творчества школьников проводятся районные мероприятия с детьми: конкурсы поделок, игрушек, рисунков «Рождественские фантазии», «Здравствуй осень золотая», «Мир против наркотиков». С большим интересом для детей прошел конкурс «Марш парков» в котором участвовало более 200 учащихся из 17 школ. В котором были представлены работы по 7 номинациям. Работа ученицы Татмыш Югелевской ООШ Головиной Анжелы в номинации рисунка «Природа моей мечты» и в номинации фотографии «мир дикой природы» учащихся Кзыл Чишминской СОШ заняли в республике первые места. Кроме того муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Батыревская детская школа искусств» со своими филиалами развивает 193 учащихся по следующим направлениям: музыкальное, художественное, хореографическое, фольклорное. В с.Тарханы работает художественная школа имени Кокеля, в селе Сугуты работают 3 отделения музыкальной школы: баян, хореографическое, художественное. В общеобразовательных школах проводятся немало познавательных и развлекательных мероприятий. Об этом свидетельствуют участие учащихся на районных и республиканских мероприятиях. Так например детский хор Сугутской СОШ завоевал звание лауреата 111 республиканского фестиваля «Цветы Чувашии» (Руководитель Медведев Игорь Ильич), призовые места заняли и юные художники в республиканском конкурсе «Ростки возрождения». Члены кружка по интересам «Мягкая игрушка», «Резьба по дереву», неоднократно становились победителями республиканских и районных конкурсов технического творчества учащихся. В течение ряда лет школы успешно решают проблему обучения и воспитания учащихся на примере лучших традиций своего народа, своей культуры. Как в районе, так и в республике с 1989 года проводятся детские фольклорные фестивали «печек сес путене» («Перепелочка»). В этом учебном году проходил 1V фестиваль детского фольклора, где наши коллективы приняли активное участие. В целях усовершенствования деятельности образовательных учреждений по предупреждению нарушения правил дорожного движения и профилактики дорожнотранспортного травматизма ежегодно в районе проводится слет юных инспекторов движения. С 1995 года команда-победительница районного слета – Староахпердинская СОШ - участвует на республиканских слетах и показывает высокие результаты. А в этом году заняла второе место. Командир отделения Рыбкин Игорь в конкурсе командиров заняв первое место удостоился путевки в международный детский центр «Артек». Бессменными руководителями являются учителя данной школы супруги Рыбкины. Несмотря на проводимую многогранную работу по организацию досуга учащихся на сегодня на учете в отделе профилактики правонарушений Батыревского РОВД стоят 125 подростков и 63 неблагополучные семьи. Хотя педагогическими коллективами школ, управлением образования, РОВД и прокуратурой ведется целенаправленная работа профилактики правонарушений и распространения наркотических средств напрашивается вывод искать совместно с вышеназванными учреждениями оптимальные пути по совершенствования работы с подростками, относящимися к группе «Риск». На основании республиканской программы в районе принята программа «Формирование установок толерантного сознания» на период 2002-2005 г.г. Которая должна претворятся в два этапа. Цель программы – формирование установок толерантного сознания, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей, социальных групп в различных ситуациях. Планомерная и целенаправленная работа во внеклассное и внеурочное время, работа кружков и занятий дополнительного образования дают свои плоды. Ученица 10 класса Норваш-Шигалинской средней школы Таня Мулендеева стала Призером Всероссийских соревнований по велосипедному спорту, ученица Тойсинской средней школы Инесса Табакова заняла третье место во Всероссийском первенстве по армспорту, в составе сборной Чувашии выступили борцы вольного стиля из Сугутской средней школы, велосипедисты из Норваш-Шигалинской и Шаймурзинской, легкоатлеты из Тарханской средних и Нижнетурмышевской основной школ и т.д. Успешным выступлениям наших ребят на республиканских и всероссийских аренах предшествует кропотливая работа с ними учителей физкультуры, педагогов дополнительного образования. Настоящей школой выживания в экстремальных условиях для учащихся является их участие в туристических слетах, слетах школьных лесничеств, юных инспекторов движения, юнармейских играх «Зарница» и «Орленок» как в районе, так и в республике. В этом году «Зарничники» Батыревской средней школы №1 под руководством Юрия Ивановича Васюткина заняли второе место, а «Орлята» профессионального училища №7 заняли третье место в республиканских финалах юноармейских игр. Много труда и души вкладывают учащиеся отдельных школ под руководством своих учителей в экологическое оздоровление окружающей среды. Так, например, учащиеся Абамзинской, Новокотяковской основных, Большечеменевской, Балабаш-Баишевской, Новоахпердинской средних и некоторых других школ высаживают ежегодно по 2-3 тысячи деревьев. Посетите рукотворные леса на полях коллективного сельхозпредприятия «Родина» или на территории Долгоостровской сельской администрации, куда свой весомый ребяческий труд вложили и учащиеся. Уважаемые коллеги! Самое драгоценное в школе и дошкольном образовательном учреждении дети и их здоровье. Вы прекрасно осведомлены о том, насколько здоровье детей школьного возраста подвержено опасностям и с каким здоровьем они уходят из школы. Основное рабочее положение ученика – длительное сиденье за партой, столом и на стуле, высоты которых часто не совпадают с ростом детей. Удержание тела в таком положении в течении многих часов в школе и дома требует от детей проявление значительных волевых усилий. Правильная осанка, прямая поза присущи, как правило, тем учащимся, у которых в достаточной мере развита сила и выносливость соответствующих мышечных групп. Труд школьника – в основном труд умственный, требующий постоянной концентрации внимания. Повышение уровня общей физической подготовленности замедляет развитие утомляемости и делает работу школьников более продуктивной. От того, как поставлена спортивно-оздоровительная работа, на каком качественном уровне проводятся уроки физической культуры, каковы отношения учащихся с физкультурой и спортом во многом определяется степень освоения ими учебной программы по общеобразовательным дисциплинам. Данное утверждение доказывается и тем, что большинство учащихся, окончивших школы на «хорошо» и «отлично» дружны с физкультурой и спортом. И так, если мы привыкли к словам: «Знание-сила», то можно выразиться и по другому: «сильный организм – качественные и прочные знания». Для этого нужны комплексные мероприятия: и температурный режим, и своевременная влажная уборка помещений, и сбалансированное своевременное питание, и оптимальный двигательный режим, правильные и научно обоснованное расписание учебных занятий соответствующее росту мебель, здоровая психологическая обстановка в семье, в классе, в школе, улице, правильно организованный труд в школе и семье и многое-многое другое. Но однозначно то, что мы работники образования района совместно с семьей и медицинскими работниками должны внимательно проанализировать работу по физическому воспитанию детей, воспитания здорового образа жизни. Во многих школах района имеется хорошая физкультурно-спортивная база для проведения уроков физкультуры, внеклассных и внешкольных мероприятий. В Норваш-Шигалинской средней школе несмотря на трудности последних лет благодаря стараниям учителя физической культуры Бородкина Василия Михайловича, дирекции учителей школы и родителей смогли сохранить лыжную базу. В Новоахпердинской средней школе также сумели возродить былую традицию хоккея с шайбой. Стратегические направления модернизации образования определены в Программе развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 и на период до 2005 года. Суть их – в обеспечении современного условия качественного образования, его доступности для всех слоев населения, повышения эффективности деятельности системы образования. Для достижения этих целей как в республике так и в районе осуществляются: 1.изменение порядка итоговой аттестации выпускников школ и вступительных экзаменов в ВУЗы и ССУЗы путем введения ЕГЭ и государственных именных финансовых обязательств. 2.реструктуризация сети сельских школ и создание базовых школ. 3.реализация Президентской программы «Школьный автобус». 4.введение гибкой системы профильного обучения в старшей школе, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся; 5.внедрение в образование современных информационных технологий; 6.создание эффективного организационно-экономического механизма в системе образования; 7.создание на базе учреждение начального профессионального образования ресурсных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по широкому спектру современных и востребованных на рынке труда профессий. Главная задача, решаемая в процессе модернизации – это обеспечить современный уровень качественного образования. Процесс модернизации образования продолжает набирать обороты. Сегодня мы уже говорим о первых результатах. Второй год в районе выпускники школ сдают ЕГЭ. В этом учебном году ЕГЭ был организован по 8 предметам по желанию, а по математике сдавали все выпускники. Итоги ЕГЭ показывают, что по сравнению с прошлым годом результаты улучшились. Наиболшее количество отличных оценок сдали Батыревская СОШ №1, Сугутская, Алманчиковская средние школы. Учителям математики Шыгырданской СОШ, Первомайской СОШ надо изменить подготовку детей к ЕГЭ, вести систематическую работу по тренировочным тестам, с учебно-методической литературой. Хорошим результатам ЕГЭ способствовало и то что 23 учителя математики прошли бесплатные курсы в ЧРИО, школы получили большое количество учебно-методической литературы, и конечно же кропотливый труд учителя. Хорошие оценки по ЕГЭ влекут за собой государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), это уже реальные деньги для бесплатного образования. Поэтому, мы педагоги должны дать высокое, качественное образование, помочь детям заработать бесплатное образование. Информатизация образования является одним из основных направлений развития образования. В 2001 году школы района получили 45 современных компьютеров. В наших школах всего 68 современных компьютера. Это очень и очень мало. Пользуясь присутствием руководителей хозяйств, предприятий обратиться с просьбой - приобрести компьютер школе для обеспечения и улучшения качества образования Ваших детей В этом учебном году департамент занятости республики устанавливает компьютерный класс в БСШ №2. 21 школа района подключены к системе интернет. Однако процесс введения новых информационных технологий в образовательный процесс сдерживается в связи с неподготовленностью педагогических кадров. Мы надеемся на взаимное сотрудничество с ЭТУС, ПУ №7, филиалом университета, Домом Знаний в Чуваш Ишаках где имеются подходящая база для одновременного обучения желающих педагогов. Никакое образование не может вестись без учебников. На сегодня обеспеченность учебниками федерального комплекта составляет 88,7% от потребности, республиканского комплекта 86%. Остро стоит проблема обеспечение учебниками татарского книжного издательства для начальных классов. В текущем учебном году на 235001 рублей обновлен книжный фонд. Концепция модернизации образования предполагает и проведение оптимизации (реструктуризации) сети сельских общеобразовательных учреждений. В связи с неблагополучной демографической ситуацией идет сокращение численности детей, что повлияли на увеличение числа малокомплетных школ. Районное собрание депутатов приняло программу оптимизации школ района. В предстоящем учебном году изменят свой статус Тат.Тимяшская и Ст.Котяковская ООШ – реорганизуются в начальные школы. Кз.Чишминская и Красномайская будут основными общеобразовательными школами. К сожалению демографическая ситуация в предстоящие годы неблагоприятная. А укрупнение школ и укрепление материально-технической базы базовых школ - этот процесс невозвратный. В этих условиях хотелось бы выдержать программу оптимизации школ района, где предусматривается на базе реструктуризуемых школ открытие детских садов, групп кратковременного пребывания детей, где нет условий для детсада, использования пустующих помещений для работы кружков, под филиалы детских спортивных, музыкальных, художественных школ, не закрытие школ – а создание на их базе социально-культурных центров на селе: школа-сад-библиотека-клуб-фелдельдшерский пункт. Мы сегодня все больше убеждаемся что программа модернизации образования работает для детей. Пример этому – четыре школьных автобуса. Для перевозки детей. Требования к их эксплуатации, организации безопасного движения, надежности перевозок детей должны быть строго соблюдены, т.к. нельзя дискредитировать хорошее начало. Если очень коротко подвести итоги модернизации образования в районе, то хочется сказать 1.бесплатные учебники – 226 тыс.руб. 2.бесплатные курсы учителей – 61 тыс. руб. 3.бесплатные школьные автобусы – 1,7 млн.руб. 4.бесплатные компьютеры – 1.5 млн. рублей 5.документы для ЕГЭ – 150 тыс. руб. и еще + 70 млн. руб. бюджет района (з/п, методлитература, командировочные, питание, ремонт), идет софинансирование модернизации образования, и учительство района принято озабочено этими позитивными изменениями и отдача в виде качества знаний, умений и навыков детей будет обеспечена. Для этого у нас естьубеждение, уверенность в нашей востребованности. В соответствии с концепцией модернизации образования предполагается введение государственных образовательных стандартов общего образования и вариативного базисного учебного плана, устанавливается единый нормативный срок освоения государственных образовательных программ: начального – 4 года, основного общего – 5 лет, среднего общего – 2 года. Предполагается введение в начальных классах изучение иностранных языков, а также освоения компьютерной грамотности. В истекшем учебном году в Чувашии 20,6% учащихся начальных классов изучали иностранные языка, а в нашем районе в 7 школах охвачен ранним обучением 7,6% детей. Программой модернизации предусматривается переход на профильное обучение в старшей ступени. Ныне действующий учебный план позволяет внести эти изменения за счет времени, отведенного на школьный компонент. С этим документом вы все познакомились на секционных занятиях. Одно из главных направлений модернизации системы образования – это работа с кадрами. Тем более, что уменьшение количества детей ведет к сокращению количества педагогических работников. Учеными просчитано, что к 2005 г. на 5%. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях района работает 838 человек, из них с высшим образованием 89%, обучаются заочно с целью получить второе образование 12 человек. В школах работает 279, со стажем 20 лет и более 35,9%, а со стажем от 10 до 20 лет 245 (31,5%), а 97 педагогов имеют стаж до 5 лет – 11,6%. 2,9% учителей – 24 – работающие пенсионеры. Надо отметить и следующее что в прошлом учебном году 4 человек пришли к нам со студенческой скамьи, в этом году нет никого. В этих условиях нам надо подумать о переподготовке кадров. Нам сегодня нужны учителя английского языка, психологи, дефектологи, социальные педагоги. Модернизация образования ставит перед каждым педагогом очень ответственную задачу – мы должны дать детям глубокие качественные знания, подготовить детей к реалиям жизни, мы должны быть сами востребованы обществом, родителями, детьми. В 2002 году на капитальный и текущий ремонт школ освоено 850 тыс. руб., что дало возможность значительно лучше подготовить учреждения образования к приему детей, а значит и организации учебно-воспитательного процесса. Дополнительно привлечены средства от деятельности подсобных хозяйств учреждений образования. От имени всех работников образования района выражаю огромную благодарность главе администрации района Н.И.Глухову, что то, что решены все финансовые вопросы перед нами. В настоящее время идет процесс формирование бюджета 2003 года. Мы надеемся, что будет очередное повышение зарплаты педагогам, получат гарантированное бесплатное образование наши дети, намного улучшится питание, социально будут защищены дети-сироты, и остро нуждающиеся в помощи, будут вложены средства на строительство новостроек и в капитальный ремонт объектов, развитие учебно-материальной и спортивной базы образования. Но мы, не будем только ждать бюджетных вливаний, ми и сами сумеем заработать дополнительные средства на полях хозяйств, своих пришкольных участках. Привлечем к своим нуждам спонсоров, шефствующих предприятий, трудовые коллективы, родителей. В решении многих-многих вопросов школьной и садиковой жизни мы практически не можем обойтись без хозяйств, предприятий, организаций района. Уважаемые трудовые коллективы всех форм собственности, которые идут навстречу образованию, помогают в решении насущных навыков, примите наше большое спасибо за вашу помощь. Мы и в дальнейшем готовы сотрудничеству с вами. Уважаемые коллеги! Вы блестящие учителя и воспитатели, у вас прекрасные ученики и воспитанники. Давайте мы с Вами будем именно таковыми. От имени управления образованием поздравляю Вас, через вас всю педагогическую общественность района с наступающим новым учебным годом, желаю вам здоровья, счастья, добра и успехов в многотрудном деле по воспитанию человека и гражданина! Спасибо за внимание!


29 августа 2002
00:00
Поделиться