О создании системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в в Администрации Батыревского района Чувашской Республики
В соответствии с пунктом «е» Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 618, администрация Батыревского района Чувашской Республики
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Создать в Администрации Батыревского района Чувашской Республики систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в соответствии с Положением об организации в Администрации Батыревского района Чувашской Республики системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – Администрация) (приложение к настоящему постановлению).
2. Сектору правовой и кадровой работы обеспечить ознакомление муниципальных служащих Администрации Батыревского района с настоящим постановлением.
3. Контроль над исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Глава администрации
Батыревского района Р.В. Селиванов
Приложение к постановлению
администрации Батыревского района
от 14.02.2019 г. № 100
Положение об организации в Администрации Батыревского района Чувашской Республики системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)
I. Общие положения
1.1Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Администрации Батыревского района Чувашской Республики (далее – Администрация, антимонопольный комплаенс, Положение)разработано в соответствиис пунктом «е» Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 618,в целях обеспечения соответствия деятельности Администрации Батыревского района требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Администрации Батыревского района.
1.2. Для целей Положения используются понятия, цели, задачи и принципы, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».
II. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между сектором правовой и кадровой работы и отделом экономики, сельского хозяйства, земельных и имущественных отношений.
2.2. К компетенции сектора правовой и кадровой работы относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
б) консультирование служащих Администрациипо вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
в) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Администрации по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
г) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности муниципальных служащих требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и постановлением Администрации;
д) информирование главы о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
е) подготовка и внесение на утверждение главы карты комплаенс-рисков Администрации;
ж) определение и внесение на утверждение главы ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
з) подготовка и внесение на утверждение главы плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисковАдминистрации;
и) подготовка для подписания главой и утверждения Коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
к) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделенийАдминистрации, разработка предложений по их исключению;
л) проведение проверок в случаях, предусмотренных пунктом 3.12 Положения;
м) ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением при поступлении на муниципальную службу в Администрации;
н) координация взаимодействия с Коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы Коллегиального органа;
о) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
2.3. К компетенции отдела экономики, сельского хозяйства, земельных и имущественных отношений при содействии сектора правовой и кадровой работы относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) подготовка и представление главе проекта постановления об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс);
б) организация систематического обучения работников Администрации требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
2.4. К компетенции отдела экономики, сельского хозяйства, земельных и имущественных отношений относится функции уполномоченного подразделения по информированию главы о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
2.5. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, возлагаются на Общественный совет Администрации.
2.6. К функциям Общественного совета Администрации относятся:
а) рассмотрение и оценка плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Администрации в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Выявление и оценка рисков нарушения Администрации
антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
3.1. Выявление и оценка комплаенс-рисков Администрации осуществляется сектором правовой и кадровой работы при содействии отдела экономики, сельского хозяйства, земельных и имущественных отношений.
3.2. В целях выявления комплаенс-рисков сектором правовой и кадровой работы в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Администрации;
б) анализ нормативных правовых актов Администрации, а также правовых актов, направленных на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и адресованных неопределенному кругу лиц, которые могут иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства (публичные заявления, письма, консультации и т.д.);
в) анализ проектов нормативных правовых актов Администрации;
г) мониторинг и анализ практики применения Администрацией антимонопольного законодательства (в части соответствующих обзоров и обобщений Администрации);
д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
3.3. При проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 3.2 Положения, сектор правовой и кадровой работы осуществляет сбор сведений в структурных подразделениях Администрации.
Руководители структурных подразделений обеспечивают предоставление в сектор правовой и кадровой работы необходимых документов, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
3.4. На основе анализа, проведенного в соответствии с пунктом 3.2 Положения, и сведений, представленных руководителями структурных подразделений в соответствии с пунктом 3.3 Положения, сектор правовой и кадровой работы в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, готовит:
а) аналитическую справку, содержащую результаты проведенного анализа;
б) проект карты комплаенс-рисков Администрации, подготовленной в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения;
в) проект ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Администрации, разработанных в соответствии с требованиями, установленными разделом VI Положения;
г) проект доклада об антимонопольном комплаенсе, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными разделом VIII Положения.
3.5. При проведении (не реже одного раза в год) сектором правовой и кадровой работы анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализуются мероприятия:
а) сбор в структурных подразделениях Администрации сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Администрации, который содержит информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию Чувашского УФАС России, сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных Администрацией на недопущение повторения нарушения.
3.6. При проведении сектором правовой и кадровой политики анализа нормативных правовых актов Администрации реализуются мероприятия:
а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Администрации (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается на официальном сайте (в срок не позднее мая отчетного года);
б) размещение на официальном сайте Администрации уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая отчетного года);
в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с мая по август отчетного года);
г) представление главе сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Администрации (в срок не позднее сентября отчетного года).
3.7. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов реализуются мероприятия (в течение отчетного года):
а) размещение на официальном сайте regulation.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
3.8. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства реализуются мероприятия:
а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в Администрации (в части соответствующих обзоров и обобщений Администрации);
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Администрации.
3.9. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков Администрации согласно разделу IV Положения.
3.10. Выявление комплаенс-рисков и присвоение каждому комплаенс-риску соответствующего уровня риска осуществляется сектором правовой и кадровой работы совместно с отделом экономики, сельского хозяйства, земельных имущественных отношений по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя этапы: идентификации комплаенс-риска, анализа комплаенс-риска и сравнительной оценки комплаенс-риска.
3.11. Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 2258-р.
3.12. В случае если в ходе выявления и оценки комплаенс-рисков сектором правовой и кадровой работы обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении муниципальными служащими Администрации контрольно-надзорных функций, указанные материалы подлежат дополнительному рассмотрению в порядке, установленном внутренними документами Администрации.
3.13. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.
3.14. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Карта комплаенс-рисков Администрации
4.1. В карту комплаенс-рисков включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
4.2. Карта комплаенс-рисков Администрации утверждается главой и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
V. План мероприятий («дорожная карта») по снижению
комплаенс-рисков Администрации
5.1. В целях снижения комплаенс-рисков сектором правовой и кадровой работы ежегодно разрабатывается план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков Администрации. План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков Администрации подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков.
5.2. План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
В плане мероприятий («дорожной карте») по снижению комплаенс-рисков в обязательном порядке должны быть указаны:
- общие меры по минимизации и устранению рисков;
- описание конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
- ответственное лицо (должностное лицо, структурное подразделение);
- срок исполнения мероприятия.
При необходимости в плане мероприятий («дорожной карте») по снижению комплаенс-рисков могут быть указаны дополнительные сведения:
- необходимые ресурсы;
- календарный план (для многоэтапного мероприятия);
- показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;
- требования к обмену информацией и мониторингу.
5.3. План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков утверждается главой в срок не позднее 31 декабря года, предшествующему году, на который планируются мероприятия.
5.4. Сектор правовой и кадровой работы осуществляет мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Администрации.
5.5. Информация об исполнении плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Ключевые показатели эффективности
антимонопольного комплаенса
6.1. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как для Администрации в целом, так и для структурных подразделений Администрации.
6.3. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
6.4. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются сектором правовой и кадровой работы совместно с отделом экономики, сельского хозяйства, земельных и имущественных отношений на отчетный год ежегодно в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
6.5. Сектор правовой и кадровой политики ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. Оценка эффективности организации и функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса осуществляется Общественным советом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
7.2. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса Общественный совет использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
а) карту комплаенс-рисков на отчетный период;
б) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса на отчетный период;
в) план мероприятий («дорожную карту») по снижению комплаенс-рисков на отчетный период.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Сектором правовой и кадровой работы обеспечивается подписание проекта доклада об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
8.2. Общественный совет утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
а) информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
б) информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
в) информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
8.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Общественным советом, размещается на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней с момента его утверждения.
IX. Ознакомление служащих Администрации с антимонопольным комплаенсом. Проведение обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
9.1. При поступлении на муниципальную службу в Администрации сектор правовой и кадровой работы обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением.
9.2. Отделом экономики, сельского хозяйства, земельных и имущественных отношений совместно сектором правовой и кадровой работы Администрации организуется систематическое обучение работников требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- иные обучающие мероприятия.
9.3. Вводный, (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и Положением проводятся при приеме работников на работу.
Вводный (первичный) инструктаж осуществляется в рамках ежеквартальных семинаров для вновь принятых сотрудников.
9.4. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, приказа об антимонопольном комплаенсе, а также в случае реализации комплаенс-рисков в деятельности Администрации.
Целевой (внеплановый) инструктаж может осуществляться в форме доведения до заинтересованных структурных подразделений информационных сообщений.
9.5. Информация о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
X. Ответственность
10.1. Сектор правовой и кадровой работы Администрации совместно с отделом экономики, сельского хозяйства, земельных и имущественных отношений несут ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Администрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.2. Служащие Администрации несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.