О порядке ликвидации аврийных ситуаций в системе электро-, водо- и теплоснабжения, с учетом взаимодействия энергоснабжающих организаций, потребителей и служб ЖКХ всех форм собственности
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении», Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12. 2004 г., Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в целях обеспечения координации, оперативного взаимодействия и реагирования служб Батыревского районного звена ТП РСЧС Чувашской Республики и организаций всех форм собственности при возникновении нештатных ситуаций (аварий) на объектах энергетики, жилищно-коммунального комплекса, жилищного фонда и социально-значимых объектах, администрация Батыревского района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах электро-, водо- и теплоснабжения, с учетом взаимодействия энергоснабжающих организаций, потребителей и служб жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности, согласно Приложению № 1.
2. Утвердить положение о взаимодействии диспетчерских и аварийно восстановительных служб по вопросам энергообеспечения, согласно приложению № 2.
3. Рекомендовать главам сельских поселений (по согласованию), руководителям организаций жилищно- коммунального комплекса (по согласованию) и социально - значимых объектов муниципального Батыревского района (по согласованию) при локализации и ликвидации аварийных и нештатных ситуаций в области жилищно-коммунального комплекса, а также в практической деятельности, руководствоваться Порядком и Положением (Приложения № 1, 2).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя комиссии ЧС и ОПБ района Краснова В.В.
Глава администрации
Батыревского района Н.И. Глухов
Приложение № 1
к постановлению администрации
Батыревского района
от «__» октября 2013 г. №___
Порядок
ликвидации аварийных ситуаций в системах электро-, водо- и теплоснабжения, с учетом взаимодействия энергоснабжающих организаций, потребителей и служб жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности
I. Общие положения
1.1. Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах электро-, водо- и теплоснабжения, с учетом взаимодействия энергоснабжающих организаций, потребителей и служб жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности (далее - Порядок) разработан в целях координации деятельности администрации Батыревского района, администраций сельских поселений, ресурсоснабжающих организаций, Управляющих организаций и ТСЖ при решении вопросов, связанных с ликвидацией аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения населения муниципального Батыревского района.
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с действующим законодательством, нормами и правилами в области предоставления коммунальных услуг потребителям, на основании:
- Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12. 2004 г. ;
- Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Постановления Правительства РФ от 06.05. 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
- Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190;
- МДК 4-01.2001 "Методические рекомендации по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно-коммунального комплекса", приказ Госстроя РФ от 20.08.2001 N 191.
1.3 Настоящий Порядок обязателен для выполнения исполнителями и потребителями коммунальных услуг, тепло- и ресурсоснабжающими организациями, строительно - монтажными, ремонтными и наладочными организациями, выполняющими строительство, монтаж, наладку и ремонт объектов жилищно - коммунального хозяйства муниципального Батыревского района.
1.4 В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
"исполнитель" - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги;
Исполнителем могут быть: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"управляющая организация" - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
"потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, зданием, потребляющее коммунальные услуги;
"предприятие жизнеобеспечения" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по обслуживанию систем и предоставлению коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, для обеспечения комфортных условий проживания и жизнедеятельности потребителей;
"авария" - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
"технологический отказ" - вынужденное отключение или ограничение работоспособности оборудования, повреждение зданий и сооружений, приведшие к нарушению процесса передачи тепловой энергии потребителям, если они не содержат признаков аварии;
"функциональный отказ" - повреждение зданий, сооружений, оборудования (в том числе резервного и вспомогательного), не повлиявшие на технологический процесс передачи энергии, а также неправильное действие защит и автоматики, ошибочные действия персонала, если они не привели к ограничению потребителей и снижению качества отпускаемой тепловой энергии.
"инцидент" - отказ или повреждение оборудования и (или) трубопроводов тепловых сетей, отклонения от гидравлического и (или) теплового режимов, нарушение требований федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Не являются инцидентами потребительские отключения, к которым относятся отключения:
- линии электропередачи, подстанции, находящейся на балансе потребителя, если оно произошло не по вине энергоснабжающей организации;
- линии электропередачи, подстанции, находящейся на балансе предприятия электрических сетей, из-за повреждения оборудования, неправильных действий персонала потребителя или устройства защиты на установке потребителя;
- теплопровода и системы теплопотребления объектов, находящихся на балансе потребителя, если оно произошло не по вине персонала теплоснабжающей организации.
Авариями в тепловых сетях считаются:
- разрушение (повреждение) зданий, сооружений, паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды, взрывы и воспламенения газа в топках и газоходах котлов, вызвавшие их разрушение, а также разрушения газопроводов и газового оборудования, взрывы в топках котлов, работающих на твердом и жидком топливе, вызвавшие остановку их на ремонт;
- повреждение котла (вывод его из эксплуатации во внеплановый ремонт), если объем работ по восстановлению составляет не менее объема капитального ремонта;
- повреждение насосов, подогревателей, вызвавшее вынужденную остановку котла, (котлов), приведший к снижению общего отпуска тепла более чем на 50 процентов продолжительностью свыше 16 часов
Авариями в электрических сетях считаются:
- разрушение (повреждение) зданий, основного оборудования подстанций (силовые трансформаторы; оборудование распределительных устройств напряжением до 10(6) кВ и выше),
- повреждение питающей линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10(6) кВ и выше, которая была восстановлена после выхода ее из строя:
- повреждение воздушной линии на период более 1 суток;
- кабельная линия за период более 10 суток;
- неисправности оборудования и линий электропередачи 0,4 кВ, вызвавшие перерыв электроснабжения:
- одного и более потребителей первой категории, превышающий время действия устройств АПВ или АВР электроснабжающей организации. При несоответствии схемы питания потребителей первой категории требованиям ПУЭ аварией считается перерыв электроснабжения этих потребителей продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения потребителей произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
- одного и более потребителей второй категории продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
- одного и более потребителей третьей категории продолжительностью более 24 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей.
Технологическими отказами в электрических сетях считаются:
- неисправности основного оборудования, восстановление работоспособности которого может быть произведено в течение (не более) 7 суток после выхода его из строя;
- неисправности питающей линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10(6) кВ и выше, которая была восстановлена после выхода ее из строя:
- воздушная линия за период от 12 часов до 3 суток;
- кабельная линия за период от 2 до 10 суток;
- неисправности оборудования и линий электропередачи, вызвавшие перерыв электроснабжения:
- одного и более потребителей первой категории при несоответствии схемы их питания требованиям ПУЭ, продолжительностью от 3 до 10 часов, если нарушение электроснабжения потребителей произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
- одного и более потребителей второй категории продолжительностью от 3 до 10 часов;
- одного и более потребителей третьей категории продолжительностью более 10 до 24 часов.
Функциональными отказами в электрических сетях считаются нарушения режима работы, не вызвавшие последствий, а также:
- выход из строя измерительных трансформаторов, разрядников, трансформаторов и др., не относящихся к основному оборудованию;
- выход из строя устройств АПВ, АВР, релейной защиты, телемеханики.
Не относится к инцидентам в электрических сетях вывод из работы оборудования по оперативной заявке для устранения мелких дефектов и неисправностей (замена элементов опоры, подтяжка бандажей, чистка изоляции, устранение течи масла в трансформаторах силовых и масляных выключателях, подтяжка болтовых соединений в РП, ТП, выправка опор, устранение других неисправностей, угрожающих нормальной эксплуатации электроустановок или электроснабжения-потребителей и т.д.), выявленных при профилактическом осмотре и контроле.
Электроприемники аварийной брони электроснабжения - дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализации, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция, отопление в зимнее время.
1.5. Основной задачей администрации сельских поселений Батыревского района, организаций жилищно-коммунального и топливно- энергетического комплекса района является обеспечение устойчивого тепло-, водо-, электро- и топливоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей и обеспечение нормативного температурного режима в зданиях с учетом их назначения и платежнойдисциплины энергопотреблени.
Ответственность за предоставление коммунальных услуг устанавливается в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чувашской Республики.
Взаимодействие диспетчерских служб организаций жилищно- коммунального комплекса, тепло- и ресурсоснабжающих организаций, администрации Батыревского района и администраций сельских поселений Батыревского района определяется в соответствии с действующим законодательством.
Взаимоотношения теплоснабжающих организаций с исполнителями коммунальных услуг и потребителями определяются заключенными между ними договорами и действующим федеральным законодательством и законодательством Чувашской Республики. Ответственность исполнителей коммунальных услуг, потребителей и теплоснабжающей организации определяется балансовой принадлежностью инженерных сетей и фиксируется в акте, прилагаемом к договору разграничения балансовой принадлежности инженерных сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
1.6. Исполнители коммунальных услуг и потребители должны обеспечивать:
-своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт теплопотребляющих систем, а также разработку и выполнение, согласно договору на пользование тепловой энергией, графиков ограничения и отключения теплопотребляющих установок при временном недостатке тепловой мощности или топлива на источниках теплоснабжения;
-допуск работников специализированных организаций, с которыми заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт теплопотребляющих систем, на объекты в любое время суток.
1.7. Основными направлениями предупреждения технологических нарушений и аварий и поддержания постоянной готовности предприятия жизнеобеспечения к их ликвидации являются:
- постоянная подготовка персонала к ликвидации возможных технологических нарушений путем своевременного проведения противоаварийных тренировок, повышения качества профессиональной подготовки;
- создание необходимых аварийных запасов материалов к оборудованию;
- обеспечение персонала средствами связи, пожаротушения, автотранспортом и др. механизмами, необходимыми средствами защиты;
- своевременное обеспечение рабочих мест схемами технологических трубопроводов, инструкциями по ликвидации технологических нарушений, программами переключении;
- подготовка персонала в пунктах тренажерной подготовки с использованием тренажеров, максимально соответствующих реальным условиям производства, а также, при возможности, с использованием персональных компьютеров;
- тестирование персонала при приеме на работу, а также в процессе трудовой деятельности по готовности к оперативной работе.
II. Порядок ликвидации, локализации и взаимодействия жилищно-коммунальных предприятий, находящихся на территории Батыревского муниципального образования
при возникновении аварийных ситуаций
2.1. Настоящий порядок распространяется на предприятия жизнеобеспечения, оказывающие коммунальные услуги населению, учреждениям культуры, образования и другим объектам социального назначения на территории Батыревского муниципального района.
2.2 При возникновении незначительных повреждений на инженерных сетях, эксплуатирующая организация оповещает телефонограммой о повреждениях владельцев коммуникаций, смежных с поврежденной, администрацию сельского поселения, которые немедленно направляют своих представителей на место повреждения или сообщают ответной телефонограммой об отсутствии их коммуникаций на месте дефекта, а также сообщает о факте повреждения в ЕДДС Батыревского района.
2.3 При возникновении повреждений, аварий и чрезвычайных ситуаций, вызванных технологическими нарушениями на инженерных сооружениях и коммуникациях, срок устранения которых превышает 24 часа, руководство по локализации и ликвидации аварий возлагается на администрацию сельского поселения и постоянно действующую Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению первичных мер пожарной безопасности муниципального сельского поселения.
2.4 Финансирование расходов на проведение непредвиденных аварийновосстановительных работ и пополнение аварийного запаса материальных ресурсов для устранения аварий и последствий стихийных бедствий на объектах жилищно- коммунального хозяйства осуществляется в установленном порядке в пределах средств, предусмотренных в бюджете организаций и бюджете муниципального образования на очередной финансовый год.
2.5 Работы по устранению технологических нарушений на инженерных сетях, связанные с нарушением благоустройства территории, производятся тепло- и ресурсоснабжающими организациями и их подрядными организациями по согласованию с органом местного самоуправления.
2.6 Восстановление асфальтового покрытия, газонов и зеленых насаждений на уличных проездах, газонов на внутриквартальных и дворовых территориях после выполнения аварийных и ремонтных работ на инженерных сетях производятся за счет владельцев инженерных сетей, на которых произошла авария или возник дефект.
2.7 Органу местного самоуправления и ОГБДД МО МВД РФ «Батыревский» рекомендуется оказывать помощь подрядным организациям по своевременной выдаче разрешений на производство аварийно-восстановительных и ремонтных работ на инженерных сетях и закрытию движения транспорта в местах производства работ.
2.8 Собственники земельных участков, по которым проходят инженерные коммуникации, обязаны:
- осуществлять контроль за содержанием охранных зон инженерных сетей, в том числе за своевременной очисткой от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы, а также обеспечивать круглосуточный доступ для обслуживания и ремонта инженерных коммуникаций;
- не допускать в пределах охранных зон инженерных сетей и сооружений возведения несанкционированных построек, складирования материалов, устройства свалок, посадки деревьев, кустарников и т.п.;
- обеспечивать, по требованию владельца инженерных коммуникаций, снос несанкционированных построек и посаженных в охранных зонах деревьев и кустарников;
- принимать меры, в соответствии с действующим законодательством, к лицам, допустившим устройство в охранной зоне инженерных коммуникаций постоянных или временных предприятий торговли, парковки транспорта, рекламных щитов и т. д.;
- компенсировать затраты, связанные с восстановлением или переносом из охранной зоны инженерных коммуникаций построек и сооружений, а также с задержкой начала производства аварийных или плановых работ из-за наличия несанкционированных сооружений.
2.9 Собственники земельных участков, организации, ответственные за содержание территории, на которой находятся инженерные коммуникации, эксплуатирующая организация, сотрудники органов внутренних дел при обнаружении технологических нарушений (вытекание горячей воды или выход пара из надземных трубопроводов тепловых сетей, вытекание воды на поверхность из подземных коммуникаций, образование провалов и т.п.) обязаны:
- принять меры по ограждению опасной зоны и предотвращению доступа посторонних лиц в зону технологического нарушения до прибытия аварийных служб;
- незамедлительно информировать о всех происшествиях, связанных с повреждением инженерных коммуникаций, администрацию сельского поселения, ЕДДс Батыревского района.
2.10 Владелец или арендатор встроенных нежилых помещений (подвалов, чердаков, мансард и др.), в которых расположены инженерные сооружения или по которым проходят инженерные коммуникации, при использовании этих помещений под склады или другие объекты, обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителей исполнителя коммунальных услуг и (или) специализированных организаций, обслуживающих внутридомовые системы, для их осмотра, ремонта или технического обслуживания.
Работы по оборудованию встроенных нежилых помещений, по которым проходят инженерные коммуникации, выполняются по техническим условиям исполнителя коммунальных услуг, согласованным с тепло- и ресурсоснабжающими организациями.
2.11 Во всех жилых домах и на объектах социальной сферы их владельцами должны быть оформлены таблички с указанием адресов и номеров телефонов для сообщения о технологических нарушениях работы систем инженерного обеспечения.
2.12. В случае возникновения аварий и технологических нарушений на объектах жизнеобеспечения аварийно-диспетчерская служба (далее - АДС) предприятия жизнеобеспечения направляет информацию о возникновении аварии:
- главе сельского поселения;
- в единую дежурную диспетчерскую службу Батыревского района;
- в диспетчерские службы предприятий жизнеобеспечения.
2.13. Передача донесений в отдел строительства и развития общественной инфраструктуры и специальный отдел администрации Батыревского района может производиться по телефонам, использованием различных систем передачи информации (модемной, факсимильной и т.п.).
2.14. В донесении должны содержаться следующие сведения:
-полное наименование и техническая характеристика объекта;
- наименование эксплуатационной организации;
- место расположения объекта;
- дата и время аварии;
- характер и объем разрушений,
-сведения о пострадавших и погибших;
-обстоятельства, при которых произошла авария;
- сведения о назначении соответствующей комиссии и вероятной причине аварии.
Информация предприятия жизнеобеспечения должна содержать следующие сведения:
- наименование населенного пункта, наименование и адрес объекта аварии;
- краткое описание причин и характера аварии;
- время начала прекращения подачи энергоресурсов (водоснабжения), потребителям;
- перечень объектов, подлежащих отключению от энергоресурсов (водоснабжения), и объектов, которым прекращена подача энергоресурсов (водоснабжения);
- объем повреждений и разрушений, состояние коммуникаций, вышедших из строя, в том числе по видам:
Наименование коммуникаций, энергосистем |
Показатели параметров состояния |
ЛЭП (распределительные сети) |
Мощность (кВ), протяжённость (км), количество опор (шт), количество трансформаторных подстанций (шт) |
Линии связи |
Протяжённость (км), характеристика линий связи |
Системы водоснабжения и канализации |
Протяжённость (км), тип, диаметр труб (км), давление, для оборудования – мощность, тип и количество |
Системы теплоснабжения |
Протяжённость (км), тип, диаметр труб (км), давление, для оборудования – мощность, тип и количество |
- время начала работ по ликвидации аварии;
- количество аварийных бригад и их численность;
- ответственное лицо предприятия жизнеобеспечения за организацию и ход работы на объекте аварии;
-контактный телефон;
- планируемое время прекращения работ.
2.15. Предприятия жизнеобеспечения на территории Батыревского района должны иметь АДС.
2.16. Основными задачами диспетчерского управления при ликвидации технологических нарушений являются:
- предотвращение развития нарушений, предупреждение травм персонала и повреждения оборудования, не затронутого технологическим нарушением;
- создание наиболее надежной послеаварийной схемы и режима работы системы в целом и ее частей;
- выяснение состояния отключившегося и отключенного оборудования и, при возможности, включение его в работу;
- включение оборудования в работу и восстановление схемы сети, работоспособности оборудования.
2.17. На каждом диспетчерском пункте, щите управления организации должна находиться:
- инструкция (порядок) по предотвращению и ликвидации технологических нарушений и аварий, которая составляется в соответствии с типовой инструкцией;
- планы ликвидации технологических нарушений и аварий (в сетях, топливном хозяйстве и котельных и т.п.).
2.18. АДС предприятий жизнеобеспечения согласовываются документы, определяющие их взаимодействие при ликвидации технологических нарушений в смежных предприятиях жизнеобеспечения и органах местного самоуправления Батыревского района.
2.19. В случае возникновения аварий и технологических нарушений на объектах жизнеобеспечения АДС предприятия жизнеобеспечения должны руководствоваться утвержденным на предприятии "Порядком ликвидации аварий и технологических нарушений на объектах жизнеобеспечения», составленным в соответствии с действующим законодательством.
2.20. АДС предприятия жизнеобеспечения фиксирует время завершения работ по ликвидации аварий и возобновления подачи энергоснабжения потребителей и направляет соответствующую информацию в органы местного самоуправления Батыревского района и в ЕДДС Батыревского района.
2.21. Предприятие жизнеобеспечения при организации работ по ликвидации аварий и технологических нарушений взаимодействует со смежными предприятиями жизнеобеспечения и органами местного самоуправления Батыревского района. При этом предприятие жизнеобеспечения, на сетях (системах) которого произошла авария, разрабатывает и осуществляет необходимые мероприятия по устранению причин, препятствующих нормальному энергоснабжению (водоснабжению).
2.12. В установленный законодательством срок смежные предприятия жизнеобеспечения и органы местного самоуправления Батыревского района, должны приять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, меры по обеспечению безопасности людей, по охране окружающей среды и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи энергоресурсов (водоснабжения).
2.13. Предприятие жизнеобеспечения обязано организовать временное обеспечение энергоресурсов (водоснабжения) потребителям из резервных источников, для снижения негативных последствий аварии и ущерба.
2.14. На время ликвидации аварии и технологических нарушений предприятие жизнеобеспечения по согласованию с органами местного самоуправления Батыревского района, организует подачу энергоресурсов (водоснабжения) в отдельные районы населенного пункта по графикам с обязательным оповещением потребителей о режимах их обеспечения (отпуска).
2.15. Органы местного самоуправления Батыревского района, обязаны каждые четыре часа с момента возникновения аварии предоставлять информацию в единую дежурную диспетчерскую службу Батыревского района о проводимых мероприятиях и ходе выполнения работ по ликвидации аварии.
2.16. Органы местного самоуправления Батыревского района, ведут контроль над ходом работ по ликвидации аварий и взаимодействием предприятий жизнеобеспечения в целях ликвидации негативных последствий аварий.
к постановлению администрации
Батыревского района
от «_ _» октября 2013 г. №___
Положение
о взаимодействии диспетчерских и аварийно-восстановительных служб
по вопросам энергообеспечения.
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия оперативнодиспетчерских и аварийно-восстановительных служб энергоснабжающих, ресурсоснабжающих организаций и их потребителей по вопросам энергообеспечения.
1.2. Основной задачей указанных организаций является обеспечение устойчивой и бесперебойной работы тепловых, электрических, водопроводных сетей и систем, поддержание заданных режимов энергоснабжения, принятие оперативных мер по предупреждению, локализации и ликвидации аварий на теплоисточниках, тепловых, водопроводных, электрических сетях и системах тепло-, водо-, электропотребления.
1.3. Все энергоснабжающие, транспортирующие и ресурсоснабжающие организации, обеспечивающие тепло-, водо-, электроснабжение потребителей, должны иметь круглосуточно работающие оперативно-диспетчерские и аварийно-восстановительные службы («Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок» - утверждены приказом Минэнерго России от 24.03.2003 г. № 115 ; «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ» - утверждены приказом Минэнерго России от 19.06.2003 г. № 229; «Правила технической эксплуатации системы сооружений коммунального водоснабжения и канализации» - утверждены Приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. № 168).
В организациях, штатными расписаниями которых такие службы не предусмотрены, обязанности оперативного руководства возлагаются на лицо, определенное соответствующим приказом.
1.4. Для проведения работ по локализации и ликвидации аварий, каждая организация должна располагать необходимыми инструментами, механизмами, транспортом, передвижными сварочными установками, аварийным восполняемым запасом запорной арматуры и материалов.
Объем аварийного запаса устанавливается в соответствии с действующими нормативами. Место хранения определяется руководителем соответствующей организации. Состав аварийно-восстановительных бригад, перечень машин и механизмов, приспособлений и материалов утверждается руководителем организации.
1.5. В случае значительных объемов работ на объектах, находящихся в собственности муниципального образования, вызывающих длительные перерывы в тепло-, водо-, электроснабжении, Распоряжением Главы муниципального образования к восстановительным работам на договорной основе привлекаются специализированные строительно-монтажные и аварийно-восстановительные организации.
2.1. При получении сообщения о возникновении аварии, отключении или ограничении энергоснабжения потребителей, диспетчер соответствующей организации принимает оперативные меры по обеспечению безопасности на месте аварии (ограждение, освещение, охрана и др.) и действует в соответствии с инструкцией по ликвидации аварийных ситуаций.
2.2. О возникновении аварийной ситуации, принятии решения по ее локализации и ликвидации диспетчер соответствующей организации немедленно сообщает по имеющимся у него каналам связи руководству организации, диспетчерам организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу оборудования и коммуникаций, диспетчерским службам потребителей, ЕДДС Батыревского района.
Также о возникновении аварийной ситуации и времени на восстановление энергоснабжения потребителей, в обязательном порядке информируются Председатель Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению первичных мер пожарной безопасности Батыревского района.
2.3. Решение об отключении систем горячего водоснабжения принимается энергоснабжающей (транспортирующей) организацией по согласованию с Управляющими организациями по территориальной принадлежности.
2.4. Решение о введении режима ограничения или отключения тепловой энергии потребителей принимается руководством энергоснабжающих, ресурсоснабжающих, транспортирующих организаций в соответствии с действующим законодательством.
2.5. Команды об отключении и опорожнении систем теплоснабжения и теплопотребления проходят через соответствующие диспетчерские службы.
2.6. Отключение систем горячего водоснабжения и отопления жилых домов, последующее заполнение и включение в работу производятся силами оперативно-диспетчерских и аварийно-восстановительных служб владельцев зданий.
2.7. В случае, когда в результате аварии создается угроза жизни людей, разрушения оборудования, городских коммуникаций или строений, диспетчеры (начальники смен теплоисточников) энергоснабжающих, ресурсоснабжающих и транспортирующих организаций отдают распоряжение на вывод из работы оборудования без согласования, но с обязательным немедленным извещением Председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению первичных мер пожарной безопасности муниципального образования сельского поселения и Батыревского района перед отключением и после завершения работ по выводу из работы аварийного оборудования или участков сетей.
2.8. В обязанности ответственного за ликвидацию аварии входит:
вызов, при необходимости, через диспетчерские службы соответствующих представителей организаций и ведомств, имеющих коммуникации, сооружения в месте аварии, согласование с ними проведения земляных работ для ликвидации аварии;
организация выполнения работ на подземных коммуникациях и обеспечение безопасных условий производства работ;
- предоставление промежуточной и итоговой информации о завершении аварийно-восстановительных работ в соответствующие диспетчерские службы для восстановления рабочей схемы, заданных параметров теплоснабжения и подключения потребителей в соответствии с программой пуска.
2.9. Организации всех форм собственности, имеющие свои коммуникации или сооружения в месте возникновения аварии, направляют своих представителей по вызову диспетчера энергоснабжающей, ресурсоснабжающей, транспортирующей организации для согласования условий производства работ по ликвидации аварии в любое время суток.
3. Взаимодействие оиеративио-дисиетчерских служб при эксплуатации систем энергоснабжения.
3.1 При возникновении аварийной ситуации, энергоснабжающие, ресурсоснабжающие и транспортирующие организации (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) оповещает телефонограммой о повреждениях владельцев коммуникаций, смежных с поврежденной, администрацию сельского поселения, которые немедленно направляют своих представителей на место повреждения или сообщают ответной телефонограммой об отсутствии их коммуникаций на месте дефекта, а также сообщает о факте повреждения в ЕДДС Батыревского района, в каждые четыре часа с момента возникновения аварии в течении всего периода восстановительных работ осуществляют передачу оперативной информации в Администрацию сельского поселения и ЕДДС Батыревского района .
В донесении должны содержаться следующие сведения:
-полное наименование и техническая характеристика объекта;
- наименование эксплуатационной организации;
- место расположения объекта;
- дата и время аварии;
- характер и объем разрушений,
-сведения о пострадавших и погибших;
-обстоятельства, при которых произошла авария;
- сведения о назначении соответствующей комиссии и вероятной причине аварии.
Информация предприятия жизнеобеспечения должна содержать следующие сведения:
- наименование населенного пункта, наименование и адрес объекта аварии;
- краткое описание причин и характера аварии;
- время начала прекращения подачи энергоресурсов (водоснабжения), потребителям;
- перечень объектов, подлежащих отключению от энергоресурсов (водоснабжения), и объектов, которым прекращена подача энергоресурсов (водоснабжения);
- объем повреждений и разрушений, состояние коммуникаций, вышедших из строя, в том числе по видам:
Наименование коммуникаций, энергосистем |
Показатели параметров состояния |
ЛЭП (распределительные сети) |
Мощность (кВ), протяжённость (км), количество опор (шт), количество трансформаторных подстанций (шт) |
Линии связи |
Протяжённость (км), характеристика линий связи |
Системы водоснабжения и канализации |
Протяжённость (км), тип, диаметр труб (км), давление, для оборудования – мощность, тип и количество |
Системы теплоснабжения |
Протяжённость (км), тип, диаметр труб (км), давление, для оборудования – мощность, тип и количество |
- время начала работ по ликвидации аварии;
- количество аварийных бригад и их численность;
- ответственное лицо предприятия жизнеобеспечения за организацию и ход работы на объекте аварии;
-контактный телефон;
- планируемое время прекращения работ.
3.2 Ежегодно, в срок до 1 апреля, энергоснабжающие и ресурсоснабжающие организации представляют в администрацию сельского поселения графики и мероприятия по проведению плановопредупредительного ремонта, с указанием сроков прекращения горячего водоснабжения у потребителей.
3.1. Для подтверждения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг (изменения параметров теплоносителя) потребителям, диспетчерские службы теплоснабжающих и транспортирующих организаций подают заявку в Администрацию сельского поселения и информируют потребителей не позднее, чем за 10 дней до намеченных работ (Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
3.2. Планируемый вывод в ремонт оборудования, производится с обязательным информированием Администрации сельского поселения и потребителей не позднее, чем за 10 дней до намеченных работ, а в случае аварии - немедленно.
3.3. При авариях, повлекших за собой длительное прекращение подачи холодной воды на котельные, диспетчер энергоснабжающей организации вводит ограничение горячего водоснабжения потребителей, вплоть до полного его прекращения.
3.4. При проведении плановых или аварийно-восстановительных работ на электрических сетях и трансформаторных подстанциях, которые приводят к ограничению или прекращению подачи электрической энергии на объекты системы теплоснабжения, диспетчер организации, в ведении которой находятся данные электрические сети и трансформаторные подстанции, должен сообщать соответственно за 10 дней или немедленно диспетчеру соответствующей энергоснабжающей или транспортирующей организации и в Администрацию сельского поселения , ЕДДС Батыревского района с указанием сроков начала и окончания работ.
4.1. Документами, определяющими взаимоотношения оперативнодиспетчерских служб энергоснабжающих, ресурсоснабжающих, транспортирующих организаций и их потребителей, являются:
действующая нормативно-техническая документация по технике безопасности и эксплуатации энергоустановок и инженерных сетей («Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей» - утверждены Минтопэнерго 03.04.1997; «Правила техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей» - утверждены Минтопэнерго, Госэнергонадзором России 06.05.1992; «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок» - утверждены Минэнерго России № 115 от 24.03.2003; «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ» - утверждены Минэнерго России № 229 от 19.06.2003; «Правила технической эксплуатации системы сооружений коммунального водоснабжения и канализации» - утверждены Приказом Госстроя России № 168 от 30.12.1999; «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» - утверждены Минэнерго России № 6 от 13.01.2003 и др.);
внутренние инструкции, касающиеся эксплуатации и техники безопасности оборудования, разработанные на основе действующей нормативно-технической базы;
схемы локальных систем теплоснабжения, режимные карты работы тепловых сетей и теплоисточников, утвержденные техническими руководителями организаций и согласованные с администрацией сельского поселения.
Внутренние инструкции должны включать детально разработанный оперативный план действий при авариях, ограничениях и отключениях потребителей при временном недостатке тепловой энергии, электрической мощности или топлива на источниках теплоснабжения.
К инструкциям должны быть приложены схемы возможных аварийных переключений, указан порядок отключения горячего водоснабжения и отопления, опорожнения тепловых сетей и систем теплопотребления зданий, последующего их заполнения и включения в работу при разработанных вариантах аварийных режимов, должна быть определена организация дежурств и действий персонала при усиленном и внерасчетном режимах теплоснабжения.
Конкретный перечень необходимой эксплуатационной документации в каждой организации устанавливается ее руководством.