Батыревский муниципальный округПатăрьел муниципалитет округĕ

О целевой программе улучшения условий и охраны труда и здоровья работающих в Баты-ревском районе на 2008 –2010 годы

В целях реализации государственной политики в области охраны труда и сохранения здоровья, профессиональной активности и долголетия работающих, как важнейшей производи-тельной силы общества, определяющей благосостояние народа, уровень жизни и социально- экономическое развитие района и во исполнение постановления Кабинета Министров Чуваш-ской Республики от 29 ноября 2007 года № 317 «О республиканской целевой программе улучшения условий и охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008 –2010 годы» Собрания депутатов Батыревского района РЕШИЛО: 1. Утвердить прилагаемую целевую программу улучшения условий и охраны труда и здоровья работающих в Батыревском районе на 2008 –2010 годы (далее - Программа). 2. Определить муниципальным заказчиком Программы администрацию Батыревского района Чувашской Республики. 3. Предложить организациям всех форм собственности обеспечить своевременное вы-полнение мероприятий, предусмотренных Программой. 4. Рекомендовать организациям всех форм собственности разработать и утвердить со-ответствующие программы улучшения условий и охраны труда и здоровья работающих и обеспечить реализацию и финансирование программных мероприятий в пределах своих полномочий. 5. Признать утратившим силу решение Собрания депутатов Батыревского района от 06 июля 2005 года № 4 « О целевой программе улучшения условий и охраны труда в Батыревском районе на 2005-2007 годы». 6. Контроль за выполнением настоящего решения Собрания депутатов Батыревского рай-она возложить на постоянную комиссию по социальным вопросам, ЖКХ, строительству, транс-порту, связи, торговле, общественному питанию, бытовому обслуживанию и предпринимательству (Тинюков Н.А.). Глава Батыревского района Н.И.Глухов Утверждено решением Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики от «15» апреля 2008 года № 3 ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ, ОХРАНЫ ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В БАТЫРЕВСКОМ РАЙОНЕ НА 2008 –2010 ГОДЫ Наименование - Целевая программа улучшения условий, охраны труда и Программы здоровья работающих в Батыревском районе на 2008- 2010 годы Решение о - Решение Собрания депутатов Батыревского района от 06 Разработке июля 2006 года №4 «О целевой программе Программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Батыревском районе на 2005-2007 годы» Основание для - Трудовой кодекс РФ, Основы законодательства РФ об разработки Программы охране здоровья граждан, Федеральный закон: «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2004 г. №148 «О плане мероприятий по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. №65 «О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы», постановление главы Батыревского района от 02.04. 2008 №154 «О муниципальном докладе «О состоянии условий и охра-ны труда в Батыревском районе в 2007 г». Муниципальный заказчик - Администрация Батыревского района Чувашской Программы Республики Основной разработчик - МУЗ «Батыревская ЦРБ», Отдел социальной защиты населения Батыревского района Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии Цели и задачи - Цели Программы: Программы снижение общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма; сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудо- вой деятельности, улучшение условий и охраны труда; Задачи Программы: снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; повышение качества рабочих мест и условий труда; сокращение смертности населения в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин; совершенствование системы контроля и надзора в области условий и охраны труда; развитие системы обучения по охране труда; сохранение и укрепление физического, психического здо- ровья работающих, обеспечение их профессиональной ак- тивности и долголетия; информационное обеспечение здорового образа жизни и охраны труда работающего населения Перечень основных - совершенствование нормативных правовых актов в области мероприятий условий и охраны труда и здоровья работающих; Программы организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих; усиление надзора и контроля в области условий и охраны труда; учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих; профилактика заболеваемости, оздоровление и реабилита- ция работающих; информационное обеспечение охраны труда и здоровья работающих Важнейшие целевые - к 2010 году: индикаторы снижение смертности, увеличение продолжительности Программы жизни и улучшения здоровья трудоспособного населения; устойчивая динамика снижения производственного трав- матизма и первичной профессиональной заболеваемости, а также инвалидизации работающих; увеличение количества рабочих мест, отвечающих сани- тарно-гигиеническим нормативам; рост затрат на мероприятия по улучшению условий и охра- ны труда; увеличение количества работодателей, охваченных аттес- тацией рабочих мест Сроки реализации и - 2008-2010 годы этапы реализации Программы Исполнители основных - Органы местного самоуправления Батыревского района, меро-приятий Отдел социальный защиты населения Батыревского района Программы Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии, МУЗ «Батыревская ЦРБ», Территориальный отдел Управления Роспотренадзора по Чувашской Республике- Чувашии в Батыревском районе представительство соцстраха в Батыревском районе (по согласованию), ГУ «Центр занятости населения Батыревского района» (по согласованию), организации района (по согласованию). Объемы и источники - Общий объем финансирования за 2008-2010 годы составит финансирования 1116 тыс. рублей в том числе: в 2008 году – 363 тыс. рублей: в 2009 году – 372 тыс. рублей: в 2010 году – 372 тыс. рублей: из них средства: местного бюджета Батыревского района – 18 т.руб. в том числе: в 2008 году – - в 2009 году – 9 тыс. рублей; в 2010 году – 9 тыс. рублей; внебюджетных источников – 1089 тыс. рублей, в том числе: в 2008 году – 363 тыс. рублей: в 2009 году – 363 тыс. рублей: в 2010 году – 363 тыс. рублей; Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей местного бюджета. Ожидаемые конечные - снижение смертности населения в трудоспособном возрас- результаты реализации те не менее чем на 5,0%; Программы и показатели снижение производственного травматизма не менее чем ее социальной и на 10%; бюджетной эффектив- снижение первичной профзаболеваемости на 20%; ности увеличение количества рабочих мест, отвечающих сани- тарно-гигиеническим нормативам на 10%; увеличение количества организаций, охваченных аттеста- цией рабочих мест по условиям труда в 4 раза. Экономический эффект программы: снижение материальных затрат, связанных с производст- венным травматизмом, общей и профессиональной забо- леваемостью; приведение рабочих мест в производствен- ной сфере в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности труда, сокращение потерь рабочего времени; снижение затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда; предотвра- щение материального ущерба от аварий, производственно- го травматизма и профессиональной заболеваемости; уменьшение страховых взносов, сокращение штрафов за нарушение требований законодательства об охране труда. Социальная эффективность: сокращение численности работников, занятых в неблаго- приятных условиях труда; обеспечение социальной и про- фессиональной реабилитации лиц, пострадавших от нес- частных случаев на производстве и профзаболеваний; сни- жение уровня заболеваемости, производственного травма- тизма, инвалидизации и смертности работающих; повыше- ние социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда; повыше ние трудоспособности и производительности труда; увели- ние затрат на мероприятия по улучшению условий и охра- не труда. Система организации - контроль за ходом выполнения Программы осуществляет контроля за исполнением - орган местного самоуправления Батыревского района и Программы Отдел социальной защиты населения Батыревского района Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 25 января до 2011 года представляют информацию о ходе реа- лизации мероприятий Программы в Отдел социальной за- щиты населения Батыревского района Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии (далее – Отдел) Отдел ежегодно к 5 февраля до 2011 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Ба-тыревском районе на 2008-2010 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Трудо-вым кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об ох-ране здоровья граждан, Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от не-счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2004 года №148 «О плане мероприятий по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 года № 65 «О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы», постановлением Кабинета Министров Чу-вашской Республики от 17 января 2008 года №7 «О Республиканской целевой программе улучше-ния условий, охраны труда и здоровья работающих на 2008-2010 годы», постановлением главы Батыревского района от 2 апреля 2008 года №154 «О муниципальном докладе «О состоянии ус-ловий и охраны труда в Батыревском районе в 2007 году». Современный этап экономического развития России, Чувашской Республики и Баты-ревского района характеризуется развитием промышленного производства, сферы обслуживания, строительства, успешной реализацией приоритетных национальных и пилотных проектов, рефор-мированием бюджетной сферы, перераспределением работников между отраслями экономики. В то же время анализ состояния здоровья работающих свидетельствует о его сущест-венном ухудшении за последние годы. Регистрируются высокие показатели заболеваемости и ин-валидности среди лиц, занятых в производстве, по сравнению с уровнем развитых стран. В Рос-сийской Федерации 150-190 тысяч человек ежегодно умирает от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Неблагоприятные условия являются причиной высокого уровня про-изводственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно получают травмы на производстве около 200 тысяч человек, регистрируются более 10 тысяч случаев профессиональ-ных заболеваний, более 14 тысяч человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. Свыше 30% ежегодно умирающих россиян – это граждане в трудоспособном возрасте. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный пока-затель по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 – средний показатель смертности по России. Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития «человеческой со-ставляющей» в системе производственных сил Российской Федерации стала проблемой нацио-нальной безопасности, так как представляет серьезную угрозу самостоятельности страны. Здоро-вье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективно-стью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую оче-редь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования. В такой ситуации бес-смысленно принимать меры по стимулированию рождаемости без исправления ситуации с поте-рей здоровья и жизни населения на рабочих местах. Не имеет смысла увеличивать ассигнования на здравоохранение населения, если люди теряют жизнь и здоровье на работе. Более того, до тех пор, ситуация в этой области не изменится, нельзя говорить всерьез не только о решении демо-графических и гуманитарных проблем, но и о дальнейших возможностях экономического роста и увеличения ВВП. Ежегодно экономические потери в России, обусловленные неблагоприятными условиями труда, оцениваются в 407,8 млрд. рублей (1,9% ВВП). Из них потери ВВП в сумме более 56 млрд. рублей связаны со смертностью, обусловленной производственным травматизмом, потери ВВП в сумме 223,1 млрд. рублей связаны с временной утратой трудоспособности по причине производ-ственных травм. Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам увеличи-лось с 17,1% в 1997 году до 23,4% в 2006году. Ежегодно порядка 200 тысяч человек уходят на пенсию, досрочно назначаемую за работу в тяжелых и вредных условиях труда. Одна из серьезных проблем заключается в том, что действующая в настоящее время в России система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на предприятиях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведенные к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное вни-мание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсаци-онным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам являет-ся причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу. Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только тен-денции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждения их здоро-вья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки медицинским показателям. Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с деклара-тивным характером большинства норм трудового права. Так, законодательством Российской Фе-дерации установлены права работников на безопасные условия труда и обязанность работодате-ля их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, администра-тивная и уголовная ответственность работодателя за нарушения требований охраны труда. Вме-сте с тем, административный ресурс контроля и надзора за исполнением указанных норм трудово-го права фактически исчерпан: численность государственных инспекторов по охране труда позво-ляет обеспечить проведение плановых профилактических мероприятий по предупреждению стра-ховых случаев в расчете на организацию не чаще, чем один раз в 2-3 года. При этом в результате проверок выявляется порядка 1,5 млн. нарушений в сфере охраны труда. Еще одним системным вызовом является неспособность действующей организации охра-ны труда к функционированию в условиях новой экономики. Во многом это связано с тем, что сис-тема управления охрана труда завершила свое организационное оформление в основном в 70-е годы прошлого века и, соответственно, была приспособлена к условиям функционирования круп-ных промышленных предприятий индустриальной эпохи. Вся нормативная база и схемы управле-ния охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, ре-комендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертифика-ции, порядок обучения по охране труда основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад и совершенно не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда. Необходимо существенно модернизировать организацию управления охраной труда, сде-лать ее простой, ясной и понятной для применения всеми без исключения работодателями и ра-ботниками, адаптировать для современных условий ведения бизнеса и новых потребностей раз-вития экономики, привести нормы и стандарты в области безопасности и охраны труда в соответ-ствие с международными требованиями. В целом, модель управления системой охраны труда, сложившаяся в эпоху индустриализации страны, не соответствует современным требованиям развития экономики и перспективным зада-чам перехода на новый тип производства и диверсификации. В Чувашской Республике и в районе также наблюдается напряженная ситуация со здоровьем трудоспособного населения, связанная с ростом заболеваемости артериальной гипертонией, яв-ляющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровооб-ращения и смертности населения, но и самым распространенным заболеванием, принимающим характер эпидемии. В 2006 году зарегистрировано более 96 тыс. больных артериальной гиперто-нией, ее распространенность составляет 943,33 на 10 тыс. взрослого населения. Ежегодно при обращении в лечебно-профилактические учреждения в республике выявляется около 5 тыс. боль-ных с артериальной гипертонией. У лиц с высоким артериальным давлением в 3-4 раза развивает-ся ишемическая болезнь сердца и в 7 раз чаще нарушение мозгового кровообращения (инсульт). За последние годы наблюдается неуклонный рост смертности от сосудистых заболеваний голов-ного мозга, превышающей в 2-4 раза смертность от данной нозологии индустриально развитых стран. Число умерших в трудоспособном возрасте в первом полугодии 2007 года составило 2764 чело-века (29,9% к общему числу умерших). По сравнению с соответствующим периодом 2006 года число умерших в трудоспособном возрасте мужчин уменьшилось на 2,1%, среди женщин – на 0,8%. В Чувашской Республике и в районе, как и в России в целом, ведущими причинами смерт-ности в трудоспособном возрасте являются несчастные случаи, травмы, отравления и другие воздействия внешних причин, обусловленные социальными факторами и являющиеся предотвра-тимыми. Внешние причины определяют более 36,4% всех преждевременных потерь трудоспособ-ного населения, что превращает их в главное препятствие росту продолжительности жизни. Умершие в трудоспособном возрасте от убийств и транспортных травм составили 81% среди всех умерших от указанных причин. На болезни системы кровообращения в 1 полугодии 2007 года при-ходится 22,2% всех умерших, на новообразования – 10,2%. Ведущей причиной инвалидизации являются цереброваскулярные заболевания (последствия инсультов, хроническая недостаточность мозгового кровообращения) – 69 на 100 тыс. населения. Возрастной анализ показывает превалирование заболеваемости острым нарушением мозгового кровообращения у трудоспособного возраста (до 60 лет), выживаемость среди них составля-ет22,3%. В 2006 году число дней заболеваемости с временной утратой трудоспособности (далее-ЗВУТ) в целом по республике уменьшилось на 46279 и составило 763,6 на 100 работающих. В структуре ЗВУТ по-прежнему первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, травмы и отравления, болезни костно-мышечной системы и системы кровообращения. У мужчин наиболее частой причиной утраты трудоспособности являются болезни органов дыха-ния (30,9%), травмы и отравления (18,2%), болезни костно-мышечной и соединительной ткани (15,0%). У женщин на первом месте – болезни органов дыхания (26,6%), на втором месте – уход за больным (21,8%), на третьем – болезни костно-мышечной и соединительной ткани (10,8%). Наибольшие потери рабочих дней от невыходов на работу в связи с болезнью, как у мужчин, так и у женщин приходится на возраст 45-49 лет (15,0% случаев). Частота случаев ЗВУТ среди мужчин и женщин составляет соответственно 52,6 и 67,3 на 100 работающих соответствующего пола. Мужчины по сравнению с женщинами на 8,9% меньше теряют дни трудоспособности (уровень ЗВУТ соответственно 723,0 и 794,1). При этом средняя продолжительность одного случая заболе-вания у мужчин составляет 13,7 дня, у женщин 11,8 дня. Вместе с тем в Чувашской Республике, и в районе, в целом сохранена положительная тен-денция снижения травматизма на производстве. За последние десять лет число пострадавших на производстве сократилось в республике с 1511 до 461 человека, а погибших – с 90 до 41 человека (в районе – с 85 до 0 человека пострадавших, а погибших – с 86 до 0 человека). Однако число смертельных случаев на производстве в Чувашской Республике по-прежнему остается высоким. По оперативным данным Госинспекции труда в Чувашской Республи-ке, в 2006 году в Чувашии на производстве погиб 41 человек (в 2005 году – 35), 108 человек полу-чили тяжелые травмы (в 2005 году – 128), в районе в 2005 и 2005 годы смертельных случаев на производстве не было. В республике за 10 месяцев 2007 года на производстве погибли 27 человек против 37 за аналогичный период прошлого года, 85 человек получили тяжелые травмы против 92 за аналогичный период прошлого года. В Батыревском районе с 2004 года производственных травм со смертельным исходом не было. Большинство несчастных случаев, происшедших на производстве, стали результатом не-удовлетворительной организации производства работ и нарушения трудовой дисциплины. Основ-ная часть несчастных случаев на производстве со смертельным и тяжелым исходом произошла в результате эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования, из-за несовершенства технологических процессов, неприменения СИЗ, нарушения трудовой и производственной дисцип-лины, недостатков обучения безопасности труда. К причинам несчастных случаев следует также отнести несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами требований зако-нодательных и нормативных правовых актов по охране труда: пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства; снижение требовательности к контролю за соблюде-нием норм, правил и инструкций по охране труда. В республике и в районе неуклонно растет количество работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Неудовлетворительные условия труда становятся причиной профессиональных заболеваний. По состоянию на 1 января 2007 года на диспансерном учете состояли 151 профбольных. Средний возраст профбольных составляет 50-54 года, причем у мужчин – 50-54 года, у женщин – 45-49 лет. В структуре первичных профзаболеваний значительный удельный вес занимают, как и в прошлом году, поражения периферической нервной системы – 22,2%, заболевания опорно-двигательной системы (профартрозы, радикулопатия) – 19,75%, профпоражения органов дыхания – 13,6%, заболевания органов слуха – 11,1%, вибрационная болезнь – 8,6%. Профессия, среди которых наиболее часто выявлялись профзаболевания, - непосредст-венно связанные с управлением транспортными средствами: механизаторы, трактористы, водите-ли автомобилей, удельный вес из общего числа профбольных составил 66,2%, в животноводче-ском производстве: скотоводы, животноводы, доярки – 24,1%, другие профессии и специальности – 9,7%. Причинами и условиями возникновения хронических профзаболеваний послужили несо-вершенство технологических процессов, конструктивные недостатки машин и оборудования, несо-вершенство санитарно-технических установок, нарушение режима труда и отдыха. За 2007 год в районе выявлено 3 профессиональное заболевание (за аналогичный период 2006 год – 3). Одним из механизмов улучшения условий и охраны труда является аттестация рабочих мест по условиям труда, которая позволяет комплексно оценит условий труда на каждом рабочем месте с учетом совокупности всех факторов производственной среды и наметить конкретные ме-роприятия по их улучшению. Основной проблемой в области развития аттестации рабочих мест по условиям труда являются непонимание со стороны работодателей необходимости ее проведения, а также низкая требовательность по этим вопросам со стороны органов государственного контро-ля и надзора. В результате удельный вес организаций, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда, на протяжении ряда мест не превышает 2,3% от общего количества зарегистри-рованных организаций, несмотря на обязательное требование трудового законодательства. В районе удельный вес организаций, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда на сегодняшний день составляет 1,1% от общего количества зарегистрированных организаций. Оценка сложившейся ситуации показывает, что проблемы производственного травматиз-ма, профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда, здоровья работающих требует программно-целевого комплексного подхода как на республиканском, так и на местном уровне. При этом необходимо развивать современную систему мониторинга условий и охраны тру-да с учетом оценки существующих профессиональных рисков, аттестации рабочих мест по усло-виям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В целях создания системы профессиональных рисков необходимо создание реестра рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Требуется продолжить совершенствование государственной системы управления охраной труда, форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, развитие медицины труда и технологий формирования работающих, физической культуры и спорта с учетом специфики производства, пропаганда здорового образа жизни среди трудоспо-собного населения и отказ от вредных для здоровья привычек. Особое внимание следует уделить вопросам охраны труда в субъектах малого предпринимательства, роль которых в развитии со-временной экономики растет. Другим важным направлением в работе по улучшению условий и охраны труда у работода-телей должно стать внедрение современных систем производственной безопасности и здоровья, базирующихся на международном стандарте серии OHSAS 1800. Переход от ликвидации послед-ствий аварий, несчастных случаев на производстве к системе оценки производственных рисков позволит повысить эффективность профилактики несчастных случаев на производстве и профес-сиональных заболеваний. Другой серьезной проблемой остается обеспеченность работников СИЗ. Сегодня обеспе-ченность работников республики сертифицированными СИЗ по результатам экспертиз качества аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных проверок составляет около 80%. Ос-новной проблемой обеспечения работников СИЗ является их низкое качество, так как работодате-ли стремятся сэкономить средства за счет приобретения дешевых видов СИЗ, которые уступают по качеству более дорогим, но сертифицированным видам. Настоящая Программа отражает современные подходы к данной проблеме и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении вопросов охраны труда и сохранения здоровья работающих. Целенаправленная политика в области улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих позволит создать эффективные механизмы управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональ-ной заболеваемости, сохранить и увеличить трудовой потенциал района. Районным заказчиком Программы выступает орган местного самоуправления. В ее разра-ботке приняли участие орган местного самоуправления, отдел социальной защиты населения Ба-тыревского района, МУЗ «Батыревская ЦРБ» и организации района. Программа является: системным элементом демографической политики, так как направлена на достижение стратеги-ческой цели государства, а именно, на сохранение народонаселения и здоровья самой, активной, репродуктивной части российского общества; условием перехода экономики на постиндустриальный уровень, так как новая экономика-«экономика знаний» -связана с качественно новыми условиями труда и, соответственно, высокими требованиями к культуре труда. Системный характер назревших проблем обуславливает необходимость реформирования всей системы управления охраной труда, т.е. управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности с учетом потребности развития экономики. I I. Основные цели и задачи Программы. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы Главной целью Программы является защита здоровья работника и обеспечение безопас-ности труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабо-чем месте и вовлечение управления этими рисками основных сторон социального партнерства – работодателей и работников. Цели Программы: снижение общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма; сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда. Для достижения указанных целей Программы необходимо решить следующие задачи: снижение рисков несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; повышение качества рабочих мест и условий труда; сокращение смертности населения в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин; совершенствование системы контроля и надзора в области условий и охраны труда; развитие системы обучения по охране труда; сохранение и укрепление физического, психического здоровья работающих, обеспечение их профессиональной активности и долголетия; внедрение у работодателей современных систем менеджмента охраны труда, основанные на международных стандартах; информационное обеспечение здорового образа жизни и охраны труда работающего населе-ния. I I I. Система программных мероприятий Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированно-го выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Мероприятия Программы распределены по шести направлениям: совершенствование нормативных правовых актов в области условий и охраны труда и здоровья работающих; организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих; усиление надзора и контроля в области условий и охраны труда; учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих; профилактика заболеваемости, оздоровление и реабилитации работающих; информационное обеспечение охраны труда и здоровья работающих. Мероприятия по реализации Программы выполняются согласно приложению №1. 1У. Ресурсное обеспечение Программы Реализация районной целевой Программы осуществляется за счет средств местного бюд-жета и внебюджетных источников. тыс. рублей Объемы затрат по источникам финансирован. 2008-2010 гг. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 1 2 3 4 5 Всего: в том числе; из местного бюджета из внебюджетных источников 1107181089 363 - 363 3729363 3729363 Средства местных бюджетов будут использованы в случае установления расходных обяза-тельств нормативными правовыми актами органа местного самоуправления района. Финансирование за счет внебюджетных средств предполагается в рамках средств организаций всех организационно-правовых форм собственности, средств предприятий. Исходя из возможностей местного бюджета объемы средств, направляемых на реализацию Про-граммы, могут уточняться. V. Механизм реализации Программы Районным заказчиком – координатором Программы является отдел социальной защиты населения Батыревского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и соци-ального развития Чувашии. Отдел социальной защиты населения Батыревского района обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти и органа местного самоуправления, осуществляю-щих меры по выполнению Программы, согласовывать действий по ее реализацию, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполните-лями Программы, а также общий контроль за реализацией Программы. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 25 января до 2011 года представляют информацию о ходе реализации Программы в отдел социальной защиты населения Батыревского района, а отдел социальной защиты населения представляет информацию к 10 февраля до 2011 года в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. VI. Результаты реализации Программы. Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы Оценка эффективности реализации Программы проводится в сравнении с 2006 годом с учетом следующих показателей: снижение смертности населения в трудоспособном возрасте не менее чем на 5%; снижение производственного травматизма не менее чем на 10%; снижение первичной профессиональной заболеваемости на 20%; увеличение количества рабочих мест, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам на 10%; увеличение количества организаций, охваченных аттестацией рабочих мест по условиям труда в 4 раза. Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять по годам в течение срока реализации Программы. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы обусловлены деятельностью организаций отраслей экономики района в сфере улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих на ближайшие годы, связанной с реализацией Трудового кодекса Российской Федерации и целого ряда федеральных законов и законов Чувашской Республики в области охраны труда и здоровья граждан. Социальный эффект от реализации мероприятий Программы выражается в сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда; обеспечении социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижении уровня заболеваемости, производст-венного травматизма, инвалидизации и смертности работающих; повышении социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда; повышении трудоспособности и производительности труда. Экономический эффект от реализации Программы достигается за счет снижения матери-альных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной забо-леваемостью; приведение рабочих мест в производственной сфере в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности труда, сокращения потерь рабочего вре-мени; снижения затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда; предот-вращения материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; уменьшения страховых взносов, сокращения штрафов за нарушение требований законодательства об охране труда. Общий экономический эффект от улучшения условий и охраны труда, здоровья работаю-щих выражается в увеличении доходов организаций, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовре-менных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшения расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский уход, лечение и обеспечение инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами. Ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятий Программы составляет 8480,5 тыс. рублей. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту решения собрания депутатов Батыревского района «О целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Батыревском районе Чувашской Республики на 2008 – 2010 годы» Целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Баты-ревском районе на 2008-2010 годы (далее – Программа) разработана Отделом социальной защи-ты населения Батыревского района совместно отделами администрации Батыревского района в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Россий-ской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом «О санитарном эпидемиоло-гическом благополучии населения», Федеральным законом «Об обязательном социальном стра-ховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» во исполне-ние постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2004 г. №148 «О плане мероприятий по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. №65 «О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы», во исполнение решения Собрания депутатов Батыревского района от 06 июля 2005 г. № 4 «О целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Батыревском районе на 2005-2007 годы», постановления главы Батыревского района от 2 февраля 2007 г. №48 «О муниципальном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Батыревском районе в 2006 году». В Чувашской Республике и в районе в целом сохранена положительная тенденция сниже-ния травматизма на производстве. За последние десять лет число пострадавших в расчете на 1000 работающих снизилось более чем в 2 раза и составило в прошедшем году 2,0 человека (в 1996 году – 4,1 человека), в Батыревском районе с 2004 года не было случаев производственного травматизма со смертельным исходом. В 2007 году в Чувашии на производстве погиб 38 человек (в 2006 году – 41), 108 человек получили тяжелые травмы (В 2005 году – 128). За 10 месяцев 2007 года в республике погибли 27 человек против 37 за аналогичный период прошлого года, 85 чело-век получили тяжелые травмы против 92 за аналогичный период прошлого года. В результате не-счастных случаев на производстве каждый пострадавший за год отсутствовал 33,1 рабочих дня (в 2005 году – 37,5 рабочих дня). В республике и в районе растет количество работников, занятых в условиях труда, не от-вечающих санитарно-гигиеническим нормам. В 2007 году на рабочих местах, не отвечающих сани-тарно-гигиеническим нормам, было занято 26,1 тыс. человек, или 20,5% работников обследован-ных организаций (в 2005 году-18,8%, в 1997 году-16,2%), 48,2 тыс. человек (37,7% списочной чис-ленности, в 2005 году-38,3%, в 1997 году-35,7%) были заняты на работах с вредными и (или) опас-ными условиями труда, из них –17,4 женщин (29,3, в 2005 году-31,5%, в 1997 году-около12,0%). Показатель профессиональной заболеваемости в республике в 2006 году составил 1,52 на 10000 работающих (в 2005 году-1,76). В среднем данный показатель по Российской Федерации составил 1,58. По состоянию на 1 января 2008 года в республике на диспансерном учете состояли 2452 профбольных, в Батыревском районе -325. Таким образом, целесообразность принятия указанной Программы вызвана необходимо-стью дальнейшего снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемо-сти, совершенствования работы по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих, повышением ее статуса и значимости, внедрением современных систем управления охраной тру-да на основе международных стандартов, переходом от реагирования на страховые случаи на производстве к управлению рисками повреждения здоровья работников и повышением культуры труда в целом. На основе республиканского проекта данной Программы разработана муниципальная це-левая программа по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих в Батыревском районе на 2008-2010 годы. Перечень мероприятий Программы включает в себя следующие направления: совершенствование нормативных правовых актов в области условий и охраны труда и здоровья работающих; организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих; усиление надзора и контроля в области условий и охраны труда; учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих; профилактика заболеваемости, оздоровление и реабилитация работающих; информационное обеспечение охраны труда и здоровья работающих. Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 1107,0 тыс. рублей (в ценах 2007 года), из них: из местного бюджета Батыревского района – 18,0 тыс. рублей, внебюд-жетных источников (по согласованию) –1089,0 тыс. рублей. Финансирование за счет внебюджет-ных средств предполагается использование средств организаций, профсоюзов. Общеэкономический эффект от реализации мероприятий Программы будет достигнут за счет снижения материальных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью; приведения рабочих мест в производственной сфере в со-ответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности труда, сокращения потерь рабочего времени; снижения затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных усло-виях труда; предотвращения материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; уменьшения страховых взносов, сокращения штрафов за на-рушение требований законодательства об охране труда. Социальная эффективность Программы обусловлена снижением уровня заболеваемости, производственного травматизма, инвалидизации и смертности работающих; повышением соци-альной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями тру-да; увеличением трудоспособности и производительности труда. Ожидаемый экономический эффект реализации мероприятий Программы составляет 8480,5 тыс. рублей. Окупаемость Программы составляет 8 месяцев. Орган местного самоуправления просит поддержать представленный проект решения.
Решение собрания депутатов
3
15 апреля 2008 года
29 апреля 2008 года
Поделиться