Прокуратура Батыревского района разъясняет:
КС РФ: государство не обязано предоставлять группе лиц, в которой осуществляется фактический контроль, иммунитет от ответственности за заключение картельных соглашений на торгах.
Закон запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими продажу или приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к определенным негативным последствиям для состояния рынка, экономического благополучия граждан, публичных финансов, в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Установление запрета картеля на торгах преследует конституционно одобряемые цели, поскольку смысл торгов при отсутствии конкуренции между хозяйствующими субъектами утрачивается.
Установленный запрет имеет ряд исключений. Иммунитет от ответственности за заключение картельных соглашений предоставляется хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц и находящихся под контролем одного лица. Такой контроль предполагает распоряжение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица, и (или) осуществления функций исполнительного органа юридического лица.
Расширительное толкование указанных норм позволяло бы имитировать существование контроля созданием совокупности указывающих на него фиктивных признаков и использовать это для преодоления указанного запрета. Отмечено, что создание признаков фактического контроля и апелляция к ним могут осуществляться для оправдания запрещенного законом соглашения в случае его выявления органами публичной власти.
Для хозяйствующих субъектов, образующих группу лиц, но не отвечающих признакам, обозначенным в части 8 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции, их совместное неконкурентное участие в торгах не является вынужденной и единственно возможной стратегией реализации свободы экономической деятельности. Нераспространение на них исключения из запрета картеля на торгах не может рассматриваться как несоразмерное ограничение их прав и как их дискриминация.
Часть 8 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» соответствует Конституции РФ, поскольку условием, при котором запрет картеля не распространяется на соглашения хозяйствующих субъектов - участников торгов, признаются исключительно установленные ею признаки контроля одного хозяйствующего субъекта в отношении другого или одного лица в отношении хозяйствующих субъектов.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.03.2023 N 12-ППо делу о проверке конституционности части 8 статьи 11 и пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой акционерных обществ «Специализированный Застройщик «Кошелев-проект Самара» и «Кошелев-проект.