2019.08.02 Подписан пакет законов, направленных на оптимизацию системы примирительных процедур, применяемых при осуществлении правосудия
Так, Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждены поправки, расширяющие перечень способов урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в т. ч. примирения, осуществляемого при содействии суда. Так, наряду с медиацией в него включены переговоры в целях примирения и судебное примирение. Уточнено, что медиация может применяться к спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых отношений. А процедуру судебного примирения можно использовать на любой стадии производства по делу.
Также изменения касаются:
• закрепления прав и обязанностей суда и лиц, участвующих в деле, в отношении примирительных процедур;
• предоставления судьям, пребывающим в отставке, права выступать медиаторами или судебными примирителями;
• включения споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, в сферу применения процедур медиации;
• урегулирования порядка и сроков проведения примирительной процедуры;
• конкретизации способов урегулирования споров посредством примирительных процедур;
• придания медиативному соглашению, достигнутому сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, силы исполнительного документа (в случае нотариального удостоверения такого соглашения);
• определения перечня результатов примирительных процедур (мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы, соглашение по обстоятельствам дела);
• регламентации порядка удостоверения медиативного соглашения и т. д.
Второй закон - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур" посвящен вопросам возврата государственной пошлины. Действующее законодательство предусматривает возможность частичного или полного возврата уплаченной государственной пошлины, в т. ч. в случае прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами. При этом размер возвращаемой госпошлины при заключении мирового соглашения до принятия решения ВС РФ, арбитражными судами ограничен 50% суммы уплаченной госпошлины (подп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса).
Теперь же поправками определен дифференцированный размер возвращаемой истцу госпошлины в случае заключения мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в т. ч. по результатам проведения примирительных процедур.
Так, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу будет подлежать 70% суммы уплаченной им госпошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50%, а на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции или пересмотра судебных актов в порядке надзора - только 30% суммы госпошлины. Исключается из НК РФ и норма о том, что уплаченная госпошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении ВС РФ, судом общей юрисдикции. По мнению законодателя, эти корректировки будут стимулировать стороны судебного разбирательства к использованию примирительных процедур.
Наконец, Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 3-ФКЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в связи с совершенствованием примирительных процедур" уточнены полномочия Пленума ВС РФ в части примирительных процедур. Речь идет о наделении его правом принять Регламент проведения судебного примирения, а также сформировать и утвердить список судебных примирителей. Причем последнее предусмотрено при участии кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов - именно на основе их предложений будет составлен список судебных примирителей.
Указанные законы вступят в силу через 90 дней после их официального опубликования, за исключением отдельных норм, для которых предусмотрен иной срок начала действия.