2019.07.18 О судебной практике по делам о нарушении правил предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре, утвержденном 5 июня 2019 года ответил на вопрос о том, по каким статьям Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации следует квалифицировать действия Управляющей компании (далее - УК) в случае невыполнения обязанности по рассмотрению заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме или нарушения порядка их рассмотрения.
Нарушение правил предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и такая деятельность с нарушением лицензионных требований - это разные правонарушения. Высшая судебная инстанция разъяснила, что квалификация действий (бездействия) УК, которая нарушает порядок рассмотрения обращений МКД (или вовсе их игнорирует), зависит от существа такого нерассмотренного обращения, а именно от того, связано оно с выполнением УК лицензионных требований
или с соблюдением иных требований по управлению МКД.
В общем, исходить нужно из конкретных обстоятельств каждого дела.
Так, если управляющая МКД организация не вовремя отвечает на просьбу о предоставлении реестра собственников - в целях проведения общего собрания - то УК, тем самым, нарушает лицензионные требования к своей деятельности (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ). Если же УК игнорирует иные сообщения от жителей управляемого ею МКД, то это деяние нужно квалифицировать по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ (нарушение правил осуществления деятельности по управлению МКД).
Такой вывод Президиум ВС РФ обосновал следующим:
- собственники жилых и нежилых помещений в МКД могут обращаться к УК по различным вопросам, связанными с выполнением УК как лицензионных требований, так и иных;
- для таких обращений установлены различные порядок и сроки рассмотрения.
Например, согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ в течение 5 дней с момента получения письма или обращения через сайт ГИС ЖКХ от инициатора будущего общего собрания собственников в МКД, УК обязана предоставить этому инициатору реестр собственников помещений в МКД. Это требование является лицензионным как часть требования исполнять обязанности по договору управления МКД, а значит, нарушение этого 5-дневного срока может образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ;
Напротив, требования раздела VII и п. 34 раздела VIII Правил управления МКД (о контактах УК с жителями и раскрытии ею информации) не являются лицензионными. И если они нарушены - УК может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Надо отметить, что ранее Минстрой России высказал иную позицию: ведомство исходит из того, что несоблюдение УК порядка рассмотрения обращений жителей и раскрытия информации, предусмотренного Правилами осуществления деятельности по управлению МКД, в любом случае нарушает лицензионные требования, предъявляемые к УК.