Бюджетный прогноз Батыревского района на период до 2035 года
Введение
Бюджетный прогноз Батыревского района на период до 2035 года (далее - Бюджетный прогноз до 2035 года) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 40 Решения Собрания депутатов Батыревского района от 20 сентября 2013 г. № 21/1 «Об утверждении Положения «О регулировании бюджетных правоотношений в Батыревском районе Чувашской Республике» и постановлением администрации Батыревского района от 15 июля 2015 года № 388 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Батыревского района на долгосрочный период».
Бюджетный прогноз до 2035 года разработан с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», постановления администрации Батыревского района от 12 июля 2019 г. № 510 «Об основных направлениях бюджетной политики Батыревского района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», достигнутого состояния экономики, положений муниципальных программ Батыревского района, на основе прогноза социально-экономического развития Батыревского района до 2030 года, утвержденного постановлением администрации Батыревского района от 31 декабря 2015 г. № 729.
Главной задачей экономической политики Батыревского района остается обеспечение устойчивого экономического развития района.
Актуальность долгосрочных ориентиров бюджетной политики, включая вариативность ее проведения в зависимости от реализации тех или иных сценариев развития, разработка бюджетного прогноза Батыревского района на долгосрочный период приобретает особое значение, помогая сформировать средне- и долгосрочные стратегии поведения.
Долгосрочные оценки основных параметров бюджетов бюджетной системы в Батыревском районе, а также основные подходы, методы и принципы реализации долгосрочной муниципальной политики в налоговой, бюджетной и долговой сферах объективно востребованы хозяйствующими субъектами и необходимы для разработки и реализации всей совокупности документов стратегического планирования. Повышение степени предсказуемости реализуемой бюджетной политики способствует росту привлекательности экономики для потенциальных инвесторов и повышает эффективность действий органов управления в целом.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование является естественным продолжением работы по повышению качества муниципального управления в Батыревском районе в целом и внедрению программно-целевого метода управления общественными финансами в частности. Реализованный в предшествующие годы переход на формирование бюджета Батыревского района и сельских поселений на трехлетний период, разработка соответствующих муниципальных программ Батыревуского района предполагали дальнейшее расширение горизонтов планирования. Тем самым выстраивается взаимоувязанная система документов стратегического бюджетного планирования, обеспечивающая сбалансированность мер, реализуемых в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах.
- Основные итоги исполнения консолидированного бюджета
и бюджета Батыревского района и условия формирования бюджетного прогноза Батыревского района в текущем периоде
В Батыревском районе на протяжении ряда последних лет проводилась работа по реализации комплекса мер, направленных на повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов, консолидацию бюджетных расходов и снижение долговой нагрузки на бюджет района.
Работа по укреплению налогового потенциала и увеличению поступлений доходов в консолидированный бюджет Батыревского района осуществлялась по следующим основным направлениям:
- принятие мер, направленных на увеличение доходной базы консолидированного бюджета Батыревского района, уменьшение недоимки;
- оптимизация налоговых льгот.
В целях укрепления доходной базы бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений выстроена система межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления Батыревского района и контрольно-надзорных органов по вопросам легализации налоговой базы и сокращения задолженности по платежам в консолидированный бюджет района.
Доходная база бюджета стала более устойчивой в результате усиления влияния на формирование доходов бюджета имущественных налогов.
В целях обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы в Батыревском районе проводится взвешенная бюджетная политика, направленная на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов. С 2013 года проводятся мероприятия, направленные на оптимизацию бюджетной сети и численности работников бюджетной сферы, совершенствование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан путем внедрения принципа адресности и нуждаемости, повышение эффективности использования муниципального имущества.
Внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, позволило создать систему учета потребности и утвердить требования к качеству социальных услуг.
Благодаря вышеуказанным мерам, направленным на совершенствование системы управления муниципальными финансами, повысилась обоснованность решений, принимаемых при распределении бюджетных ассигнований и использовании бюджетных средств.
На постоянной основе реализуются мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений, повышению экономической самостоятельности сельских поселений.
В результате реализации вышеуказанных мер консолидированный бюджет Батыревского района за 2018 год исполнен в целом по доходам в объеме 855762,4 тыс. рублей, с ростом к уровню 2017 года на 154234,8 тыс. рублей, или на 22,0%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам – 155075,1 тыс. рублей, с ростом к уровню 2017 года на 10,9%. По итогам 2019 года объем доходов консолидированного бюджета Батыревского района составил 865644,8 тыс. рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам – 163573,1 тыс. рублей, с ростом к уровню 2018 года на 5,5%.
В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Батыревского района в 2018–2019 годах наибольший удельный вес занимали следующие налоги: налог на доходы физических лиц (52,1 и 48,9%), единый налог на вмененный доход (9,0 и 8,1%), земельный налог (7,0 и 6,7) акцизы по подакцизным товарам (6,2 и 6,8% соответственно).
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Батыревского района в 2018 году составило 80837,8 тыс. рублей (119,1% к уровню 2017 года), поступление данного налога в 2019 году – 79954,9 тыс. рублей (98,9% к уровню 2018 года).
Поступление единый налог на вмененный доход в консолидированный бюджет Батыревского района в 2018 году составило 13921,7 тыс. рублей (79,8% к уровню 2017 года), поступление данного налога в 2019 году – 13283,1 тыс. рублей (95,4% к уровню 2018 года).
Поступление земельного налога в консолидированный бюджет Батыревского района в 2018 году составило 10874,8 тыс. рублей (96,9% к уровню 2017 года), поступление данного налога в 2019 году – 10921,5 тыс. рублей (100,4% к уровню 2018 года).
Поступление акцизов по подакцизным товарам (на нефтепродукты) в консолидированный бюджет Батыревского района в 2018 году составило 9657,8 тыс. рублей, 111,8% к уровню 2017 года. В 2019 году поступление акцизов по подакцизным товарам в консолидированный бюджет Батыревского района составило 11169,8 тыс. рублей (115,7% к уровню 2018 года).
Бюджет Батыревского района за 2018 год исполнен по доходам в объеме 833213,9 тыс. рублей, с ростом к уровню 2017 года на 22,4%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам – 122864,0 тыс. рублей, с ростом к уровню 2017 года на 9,7%. По итогам 2019 года объем доходов бюджета Батыревского района составил 836597,4 тыс. рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам – 125740,7 тыс. рублей, с ростом к уровню 2018 года на 2,3%.
В 2018 году безвозмездные поступления в бюджет Батыревского района из федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и из бюджетов сельских поселений Батыревского района составили
710349,9 тыс. рублей.
Дотации в бюджет Батыревского района поступили в сумме 69912,0 тыс. рублей (10,0% от общего объема безвозмездных поступлений из федерального и республиканского бюджетов).
Поступление субсидий в 2018 году составило в сумме 204188,5 тыс. рублей (29,2% от общего объема межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального и республиканского бюджетов), субвенций и иных межбюджетных трансфертов – 414552,8 тыс. рублей и 9773,7 тыс. рублей соответственно (59,4 и 1,4% от общего объема межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального и республиканского бюджетов).
Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и из бюджетов сельских поселений Батыревского района в 2019 году составил 710856,7 тыс. рублей, с ростом к уровню 2018 года на 0,1%. Дотации в бюджет Батыревского района в 2019 году поступили в сумме 62338,8 тыс. рублей (на 10,8% меньше, чем в 2018 году).
Консолидированный бюджет Батыревского района за 2018 год по расходам исполнен в сумме 811089,9 тыс. рублей, с ростом к уровню 2017 года на 109980,2 тыс. рублей, или на 15,7%, в том числе бюджет Батыревского района – в объеме 790810,4 тыс. рублей, с ростом к уровню 2017 года на 112065,5 тыс. рублей, или на 16,5%.
В 2019 году расходы консолидированного бюджета Батыревского района составили 859146,9 тыс. рублей (105,9% к уровню 2018 года), в том числе расходы бюджета Батыревского района – 833101,4 тыс. рублей (105,3% к уровню 2018 года).
Объем бюджетных инвестиций в 2018 году составил 91540,0 тыс. рублей, при этом их доля в общем объеме расходов составила 11,3%.
В условиях недостаточности финансовых ресурсов сделан упор на развитие производства и социальной инфраструктуры (обеспечение качественной качественного образования, создание условий для занятия физической культурой и спортом).
На развитие производственной инфраструктуры из консолидированного бюджета Батыревского района в 2018 году направлено 72914,4 тыс. рублей, в том числе на развитие дорожного хозяйства – 48811,1 тыс. рублей, сельского хозяйства – 564,2 тыс. рублей, жилищного хозяйства – 8119,2 тыс. рублей, коммунального хозяйства – 4324,7 тыс. рублей, благоустройство – 18391,9 тыс. рублей.
Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы на образование. В 2018 году на образование из консолидированного бюджета Батыревского района направлены средства в сумме 514951,3 тыс. рублей (63,5% от общего объема расходов), в 2019 году – 492949,2 тыс. рублей (57,4%).
Расходы на культуру из консолидированного бюджета Батыревского района в 2018 году составили 80457,9 тыс. рублей (9,9% от общего объема расходов), в 2019 году – 90815,3 тыс. рублей (10,6%).
На развитие физической культуры и спорта из консолидированного бюджета Батыревского района в 2018 году направлено 14069,8 тыс. рублей, в
2019 году – 19007,3 тыс. рублей.
В Батыревском районе традиционно большое внимание уделяется социальной поддержке населения. Все взятые социальные обязательства обеспечиваются своевременно.
На реализацию социальной политики в 2018 году направлено 25418,5 тыс. рублей, в 2019 году – 36351,8 тыс. рублей (143,0% к уровню 2018 года).
По итогам 2018 года консолидированный бюджет Батыревского района исполнен с профицитом в объеме 44672,5 тыс. рублей при плановом дефиците в размере 12252,3 тыс. рублей.
Бюджет Батыревского района исполнен с профицитом в объеме 42403,4 тыс. рублей при плановом дефиците 10939,2 тыс. рублей.
По итогам 2019 года консолидированный бюджет Батыревского района исполнен с профицитом в объеме 6497,9 тыс. рублей, профицит бюджета Батыревского района составил 3496,0 тыс. рублей.
Батыревским районом проводится планомерная работа по снижению долговой нагрузки на бюджет Батыревского района и оптимизации структуры муниципального долга Батыревского района.
Как при исполнении бюджета Батыревского района на текущий год, так и при планировании программы муниципальных внутренних заимствований Батыревского района на плановый период учитываются прогнозные параметры бюджета Батыревского района на плановый период, объемы погашения муниципального долга Батыревского района в плановом периоде в рамках заключенных и планируемых к заключению контрактов (договоров, соглашений), а также оценка стоимости обслуживания муниципального долга Батыревского района с учетом ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
- Цели, задачи и основные направления налоговой, бюджетной и
долговой политики в долгосрочном периоде
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Батыревского района главный стратегический приоритет Батыревского района – стабильное повышение качества жизни населения Батыревского района на основе формирования наукоемкой модели развития экономики, ключевой движущей силой которой станет человеческий капитал, в экологически чистом, ухоженном, сильном регионе.
Одним из основных инструментов реализации приоритетов развития Батыревского района являются бюджетная, налоговая и долговая политики Батыревского района, основные направления которых при различных сценариях развития определяются в долгосрочном бюджетном прогнозе.
Основной целью Бюджетного прогноза до 2035 года является оценка на вариативной основе наиболее вероятных тенденций развития бюджетов бюджетной системы в Батыревском районе, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района и достижение стратегических целей социально-экономического развития Батыревского района.
К задачам Бюджетного прогноза до 2035 года, способствующим достижению указанной цели, относятся:
осуществление бюджетного прогнозирования, позволяющего оценить основные изменения и тенденции социально-экономических явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджетов бюджетной системы в Батыревском районе;
разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджетов бюджетной системы в Батыревском районе и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района;
выработка решений по принятию дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района и решению ключевых задач социально-экономического развития Батыревского района в долгосрочном периоде;
профилактика бюджетных рисков для консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района, обеспечиваемая в том числе заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения муниципальных программ Батыревского района на период их действия.
Решение указанных задач планируется обеспечивать в рамках реализации комплексных мер, включающих:
обеспечение взаимного соответствия и координации Бюджетного прогноза до 2035 года с другими документами муниципального стратегического планирования Батыревского района, в первую очередь прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Батыревского района на период до 2030 года и муниципальными программами Батыревского района;
систематизацию и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков;
использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений;
обеспечение учета и полноценное включение Бюджетного прогноза до 2035 года в бюджетный процесс.
Основными целями налоговой, бюджетной и долговой политики в долгосрочном периоде являются обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района, создание условий для ускорения темпов экономического роста, укрепление финансовой стабильности в Батыревском районе.
Приоритетной задачей налоговой политики Батыревского района на период до 2035 года является обеспечение устойчивого роста доходной базы консолидированного бюджета Батыревского района за счет наращивания собственного налогового потенциала путем:
улучшения качества налогового администрирования, сокращения «теневого» сектора экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования для привлечения инвестиций в реализацию приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступление доходов в бюджет Батыревского района и бюджеты сельских поселений;
развития доходного потенциала Батыревского района посредством стимулирования роста инвестиций в основной капитал и повышения инвестиционной привлекательности Батыревского района;
совершенствования нормативных правовых актов Батыревского района по налогам, включая оптимизацию налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых хозяйствующим субъектам в зависимости от их востребованности и экономического эффекта;
стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности, сохранения льготных условий налогообложения для инвесторов, создания дополнительных условий для привлечения инвестиций в экономику Батыревского района.
Для решения задачи бюджетной политики Батыревского района - повышения эффективности управления бюджетными расходами, предусматривается:
развитие гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой муниципального стратегического управления, путем интеграции региональных проектов в муниципальные программы Батыревского района и бюджетный процесс;
повышение эффективности инвестиционной составляющей в расходах консолидированного бюджета Батыревского района;
совершенствование инструментария реализации региональных проектов и муниципальных программ Батыревского района;
проведение обзоров бюджетных расходов, актуализацию норм и правил определения расходных обязательств, повышение операционной эффективности бюджетных расходов;
снижение рисков возникновения просроченной кредиторской задолженности;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными доходными источниками;
совершенствование межбюджетного регулирования, повышение эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, способствующие укреплению финансовой самостоятельности бюджетов сельских поселений;
повышение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов, в том числе за счет повышения эффективности муниципального финансового контроля;
вовлечение граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, развитие механизмов инициативного бюджетирования;
обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса, сохранение достигнутых Батыревским районом позиций в рейтинге открытости бюджетных данных.
Основной задачей в области долговой политики на период до 2035 года является поддержание объема долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, совершенствование системы управления долговыми обязательствами с обеспечением способности бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач.
Стратегия управления муниципальным долгом Батыревского района на долгосрочную перспективу будет направлена на:
повышение эффективности муниципальных заимствований Батыревского района;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений в привлечении заемных средств;
оптимизацию структуры муниципального долга Батыревского района;
развитие финансовых инструментов заимствований и инструментов управления муниципальным долгом Батыревского района;
обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств Батыревского района;
минимизацию расходов на обслуживание муниципального долга Батыревского района.
III. Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета и
Бюджета батыревского района
Бюджетный прогноз до 2035 года разработан на основании прогноза социально-экономического развития Батыревского района до 2030 года, утвержденного постановлением администрации Батыревского района от 31 декабря 2015 г. № 729, предусматривающего два основных варианта развития экономики:
первый (консервативный) вариант, который исходит из менее благоприятного сценария развития экономики и характеризуется сохранением рисков невысокого инвестиционного и потребительского спроса;
второй (базовый) вариант, который исходит из более благоприятного сочетания внешних и внутренних условий развития экономики и предполагает улучшение делового климата, наращивание инвестиций в основной капитал, реализацию перспективных инвестиционных проектов в ключевых секторах экономики.
Основными принципами долгосрочной бюджетной политики являются надежность и достоверность оценок и прогнозов, в связи с чем в основу долгосрочного бюджетного прогноза закладывается базовый сценарий социально-экономического развития Батыревского района на период до 2035 года.
Обеспечение устойчивого функционирования бюджетной системы Батыревского района обусловливает необходимость выбора для формирования Бюджетного прогноза до 2035 года показателей валового регионального продукта (далее - ВРП) и индекса промышленного производства исходя из второго (базового) варианта развития экономики.
По базовому варианту ВРП в 2020 году составит 101,8% к уровню предыдущего года, в 2025 году – 103,4%, в 2030 году – 103,5%, в 2035 году – 104,0%. Прирост ВРП в среднесрочной перспективе планируется обеспечить прежде всего за счет реализации инвестиционных проектов, ввода в действие новых производств.
По прогнозу индекс промышленного производства по базовому варианту в 2020 году составит 103,5% к уровню предыдущего года, в 2025 году – 104,5%, в 2030 году – 104,1%, в 2035 году – 104,0%.
Устойчивые темпы роста промышленного производства в 2019–2025 годах планируется обеспечить за счет реализации комплекса мер, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Ускорению темпов экономического роста будет содействовать расширение инвестиционной активности частного сектора, чему будут способствовать формирование устойчивых и предсказуемых экономических условий, принятие индивидуальной программы социально-экономического развития Батыревского района.
По прогнозу объем инвестиций в основной капитал по базовому варианту в 2020 году составит 101,8 процента к уровню предыдущего года, в 2025 –
105,2 процента, в 2030 – 104,6 процента, в 2035 году – 104,0 процента. Объем инвестиций в основной капитал к 2035 году увеличится в 2,1 раза в сопоставимых ценах к уровню 2018 года.
В консервативном варианте прогноза долгосрочного социально-экономического развития Батыревского района на период до 2035 года предполагается, что более низкие темпы роста экономики обусловят более низкий инвестиционный и потребительский спрос.
Существенное влияние на сбалансированность бюджетов бюджетной системы в Батыревском районе оказывают и иные факторы, наиболее значимым из которых является ожидаемое изменение демографической ситуации.
Несмотря на достигнутый рост (стабилизацию) рождаемости, в долгосрочном периоде формируется общая для России тенденция сокращения доли населения в трудоспособном возрасте.
Исходя из этого формируются предпосылки для увеличения расходных обязательств на предоставление социальных выплат.
В условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте достижение ожидаемых темпов экономического роста и, как следствие, рост заработной платы в реальном выражении могут быть обеспечены только при условии повышения производительности труда, в том числе в социальной сфере, за счет создания новых высококвалифицированных рабочих мест и опережающего роста инновационного развития экономики, что в свою очередь предъявляет высокие требования к улучшению инвестиционного климата, обеспечению макроэкономической стабильности, снижению инфляции и процентных ставок по кредитам, качеству человеческого капитала, эффективности и прозрачности муниципального управления.
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района до 2035 года приведен в приложении № 1 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2035 года.
3.1. Основные подходы к формированию доходов
Консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района до 2035 года
Расчет доходов консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района в рамках разработки Бюджетного прогноза до 2035 года осуществлен с учетом 2 вариантов прогноза долгосрочного социально-экономического развития Батыревского района на период до 2030 года (консервативного и базового).
При прогнозировании доходов консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района учитывались изменения законодательства Российской Федерации, Чувашской Республики и нормативных правовых актов Батыревского района, введенные в действие с 1 января 2019 г., а именно освобождение от налога на имущество движимого имущества.
Прогноз доходов по основным налоговым доходам консолидированного бюджета Батыревского района построен исходя из динамики экономических показателей, заложенных в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Батыревского района на период до 2030 года, а также с учетом сложившейся исторической структуры налоговых баз и среднесрочной динамики ряда объемных показателей прогноза социально-экономического развития Батыревского района на 2020–2022 годы.
Формирование доходов консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района на период до 2035 года осуществлено с учетом следующих подходов:
упорядочение системы налоговых льгот, повышение их адресности;
повышение налоговой нагрузки на имущество, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, и определения налоговой базы объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости;
совершенствование нормативных правовых актов по налогам и сборам в целях недопущения снижения доходов бюджета;
сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов за счет увеличения объемов безналичных расчетов, формирования максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков;
снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышение на потребление, включая дорогую недвижимость;
повышение доходов от эффективного использования муниципального имущества.
Налоговая система, а также доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели по формированию бюджетных доходов, необходимых для исполнения расходных обязательств Батыревского района, а также поддерживать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций.
Структура доходов консолидированного бюджета Батыревского района в условиях действующего налогового законодательства в долгосрочном периоде не предполагает существенных изменений.
В целом в период до 2035 года основными источниками доходов консолидированного бюджета Батыревского района будет оставаться налог на доходы физических лиц. При этом увеличение поступлений по данному налогу прогнозируется за счет развития экономики и повышения уровня их собираемости.
Структура собственных доходов консолидированного бюджета Батыревского района на период до 2035 года представлена в табл. 2.
Таблица 2
Структура собственных доходов консолидированного бюджета
Батыревского района на период до 2035 года
Наименование показателя |
|
Значения показателя по годам |
|||||
2020 |
2021 |
2022 |
2025 |
2030 |
2035 |
||
Собственные доходы - всего, тыс. рублей |
консерва-тивный |
163326,3 |
166871,7 |
169545,9 |
187841,8 |
231459,1 |
293037,9 |
базовый
|
169636,2 |
171749,3 |
172967,7 |
196065,6 |
249481,5 |
326060,9 |
|
налог на доходы физических лиц, тыс. рублей |
консерва-тивный |
81893,1 |
83694,7 |
90289,1 |
94187,1 |
116014,5 |
146661,7 |
базовый |
86272,6 |
89637,3 |
93312,4 |
104629,1 |
132252,4 |
171215,7 |
|
доля в общем объеме собственных доходов, % |
консерва-тивный |
50,1 |
50,2 |
53,3 |
50,1 |
50,1 |
50,0 |
базовый |
50,9 |
52,2 |
53,9 |
53,4 |
53,0 |
52,5 |
|
акцизы, тыс. рублей |
консерва-тивный |
9093,2 |
9293,2 |
9441,9 |
10458,3 |
12881,9 |
16284,9 |
базовый |
10836,6 |
10836,6 |
10836,6 |
11617,7 |
14684,9 |
19011,3 |
|
доля в общем объеме собственных доходов, % |
консерва-тивный |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
базовый |
6,4 |
6,3 |
6,3 |
5,9 |
5,9 |
5,8 |
|
налоги на совокупный доход, тыс. рублей |
консерва-тивный |
17257,3 |
17637 |
17919,2 |
19848 |
24447,7 |
30906 |
базовый |
18547,6 |
18547,6 |
18605,2 |
22048,5 |
27869,5 |
36080,2 |
|
доля в общем объеме собственных доходов, % |
консерва-тивный |
10,6 |
10,6 |
10,6 |
10,6 |
10,6 |
10,5 |
базовый |
10,9 |
10,8 |
10,8 |
11,2 |
11,2 |
11,1 |
|
налоги на имущество, тыс. рублей |
консерва-тивный |
23089,2 |
23597,2 |
23974,7 |
26555,4 |
32709,6 |
41350,3 |
базовый |
24793,6 |
24936 |
25351,9 |
29499,5 |
37287,7 |
48273,2 |
|
доля в общем объеме собственных доходов, % |
консерва-тивный |
14,1 |
14,1 |
14,1 |
14,1 |
14,1 |
14,1 |
базовый |
14,6 |
14,5 |
14,7 |
15,0 |
14,9 |
14,8 |
3.2. Основные подходы к формированию расходов
консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района на период до 2035 года
Прогноз расходов консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района до 2035 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.
Будет продолжено развитие образования, культуры и спорта, обеспечена социальная поддержка населения. В числе приоритетных направлений так же, как и сегодня, будут сохранены расходы на развитие производственной инфраструктуры, в том числе сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства.
Для достижения целей и целевых показателей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» при формировании консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района в приоритетном порядке будут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию региональных проектов направленных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) (далее - региональные проекты).
С учетом того, что обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации муниципальнной политики, при формировании прогноза расходов подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
Предельный объем расходов консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района спрогнозирован с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В долгосрочном периоде будет продолжена работа по повышению эффективности оказания муниципальных услуг, в рамках которой необходимо обеспечить создание стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращение доли неэффективных бюджетных расходов.
Будет продолжен мониторинг деятельности муниципальных учреждений Батыревского района с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных муниципальных заданий, эффективности использования муниципального имущества Батыревского района.
Исполнение публичных нормативных обязательств будет обеспечиваться в полном объеме. При этом в целях формирования эффективной системы социальной защиты граждан будет продолжено применение принципа нуждаемости и адресности.
Система построения межбюджетного регулирования в Батыревском районе будет строиться с учетом оптимального баланса бюджетной обеспеченности муниципальных полномочий. Сохранится предоставление бюджетам сельских поселений дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, обеспечение сбалансированности бюджетов, субсидий на софинансирование выполнения органами местного самоуправления установленных полномочий.
Формирование межбюджетных отношений будет осуществляться с учетом необходимости создания условий для повышения эффективности расходов бюджетов сельских поселений. В рамках этой работы необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины органов местного самоуправления сельских поселений, соблюдение органами местного самоуправления сельских поселений требований бюджетного законодательства, недопущение образования просроченной кредиторской задолженности, ограничение необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов местного самоуправления.
Необходимо создание условий для повышения собственной доходной базы бюджетов сельских поселений. Следует рассмотреть вопрос об объединении (укрупнении) отдельных сельских поселений, имеющих крайне низкую самообеспеченность, что также позволит повысить эффективность бюджетных расходов на уровне.
3.3. Основные подходы к формированию долговой политики,
дефицита (профицита) бюджета Батыревского района
и бюджетов сельских поселений на период до 2035 года
Долговая политика Батыревского района направлена на:
обеспечение финансирования дефицита бюджета Батыревского района путем привлечения заемных средств как из республиканского бюджета Чувашской Республики, так и на рынке капитала на благоприятных условиях;
поддержание объема долговой нагрузки на бюджет Батыревского района на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
Дефицит (профицит) консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района спрогнозирован с учетом изменения доходов консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района при различных сценариях социально-экономического развития Батыревского района.
- Показатели финансового обеспечения муниципальных программ
Батыревского района на период их действия
Интеграция стратегического и бюджетного планирования в Батыревском районе осуществляется в рамках муниципальных программ Батыревского района, объединяющих регулятивные (нормативно-правовые) инструменты, контрольные функции, финансовые и нефинансовые активы, бюджетные ассигнования бюджета Батыревского района для достижения целей муниципальной политики в соответствующих сферах (отраслях), включая финансовое обеспечение муниципальных заданий на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ).
На сегодняшний день разработаны и реализуются 17 новых муниципальных программ Батыревского района со сроком реализации до 2035 года, которые вступили в силу с 1 января 2019 г., а также действующая муниципальная программа Батыревского района «Формирование современной городской среды на территории Батыревского района» на 2018–2022 годы», утвержденная постановлением администрации Батыревского района от 05.12.2017 № 1206.
Бюджетным прогнозом до 2035 года устанавливаются предельные объемы расходов бюджета Батыревского района на реализацию каждой из муниципальных программ Батыревского района на период до 2035 года. Это позволит ответственным исполнителям муниципальных программ Батыревского района определить цели и ожидаемые результаты муниципальных программ, индикаторы их достижения, обеспечивающие реализацию долгосрочных приоритетов социально-экономического развития Батыревского района, сформировать систему мероприятий, установить сроки и содержание этапов их реализации.
Показатели финансового обеспечения муниципальных программ Батыревского района на 2020 - 2022 годы соответствуют параметрам проекта Решения Собрания депутатов Батыревского района «О бюджете Батыревского района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Показатели муниципальных программ Батыревского района на 2023-2035 годы сформированы на основе следующих основных подходов:
в качестве базовых объемов расходов для каждого года определены бюджетные ассигнования по соответствующим муниципальным программам на 2022 год;
базовые объемы бюджетных ассигнований 2022 года уточнены с учетом ежегодной индексации на прогнозный уровень инфляции публичных нормативных обязательств, плановой динамики расходов бюджета Батыревского района на реализацию региональных проектов, уточнения обязательств, имеющих ограниченный срок действия, изменения прогнозного объема Дорожного фонда Батыревского района и плановой динамики расходов бюджета Батыревского района на обслуживание муниципального долга Батыревского района.
Необходимо отметить, что сами предельные объемы расходов, вне зависимости от статуса утвердившего их документа, не предопределяют объем и структуру расходных обязательств Батыревского района, подлежащих финансированию из бюджета Батыревского района. Это индикативная оценка объема расходов, который в случае подтверждения долгосрочного экономического и бюджетного прогноза может быть включен в состав ассигнований бюджета Батыревского района по соответствующей муниципальной программе Батыревского района на очередной финансовый год и плановый период.
В то же время, несмотря на индикативный характер, данные показатели позволяют определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, финансово-обеспеченные муниципальные программы Батыревского района, создать стимулы, прежде всего для их ответственных исполнителей, для выявления и использования резервов в целях перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
В случае разработки и принятия новых муниципальных программ Батыревского района бюджетные ассигнования на их финансовое обеспечение могут быть установлены только за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных по другим муниципальным программам Батыревского района.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Батыревского района ввиду возможных рисков сокращения расходов при формировании расходной части бюджета Батыревского района до 2035 года ежегодно предусмотрены условные расходы, не распределяемые по муниципальным программам Батыревского района.
В случае подтверждения долгосрочного прогноза предельные объемы расходов могут ежегодно увеличиваться за счет распределения указанных средств с соответствующей корректировкой целевых индикаторов и показателей муниципальных программ Батыревского района.
Финансовое обеспечение непрограммных направлений деятельности в долгосрочном периоде не предусматривается.
Показатели финансового обеспечения муниципальных программ Батыревского района на период их действия приведены в приложении № 2 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2035 года.
- Оценка и минимизация бюджетных рисков
Одной из ключевых задач Бюджетного прогноза до 2035 года является возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района.
Общий подход к минимизации возможных угроз ухудшения сбалансированности бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений заключается в возможности обеспечения действующих расходных обязательств Батыревского района без сокращения расходов на реализацию принятых решений.
С учетом этого в целях обеспечения бюджетной сбалансированности в случае сокращения доходов бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений в первую очередь будут сокращены условно утверждаемые объемы бюджетных ассигнований.
Долгосрочные бюджетные риски, действие которых будет выходить за пределы планового периода (более трех лет), потребуют введения дополнительных ограничений при формировании бюджетов будущих периодов.
К числу основных внешних рисков относятся следующие факторы:
1) снижение темпов социально-экономического развития Российской Федерации, Чувашской Республики и Батыревского района, приводящие к сокращению поступлений доходов в консолидированный бюджет Батыревского района, повышение прогнозируемого уровня инфляции, сокращение доступности и увеличение стоимости кредитных ресурсов;
2) изменение федерального и регионального законодательства, влияющего на параметры консолидированного бюджета (снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального и республиканского бюджетов и т.д.).
Влияние внешних рисков потребует регулярного уточнения прогноза доходов и, в случае необходимости, разработки дополнительных мер, направленных на ограничение роста расходных обязательств, сокращение избыточных и неэффективных расходов будущих периодов.
К числу основных внутренних рисков относятся следующие факторы:
- снижение конкурентоспособности экономики и производительности труда.
Влияние данного фактора носит системный характер. Его результатом является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов экономической деятельности и в конечном счете дальнейшее замедление темпов экономического роста.
Минимизация указанных рисков возможна за счет реализации системных мер, направленных на развитие производства, повышение производительности труда.
- сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.
В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен.
Основными мерами, направленными на минимизацию рисков, будут являться сохранение налоговых льгот, нацеленных на развитие производства и рост инвестиций, реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры.
- демографические риски.
Снижение численности населения в трудоспособном возрасте становится основным сдерживающим фактором демографического развития, серьезно ограничивает потенциальные темпы роста экономики, а также увеличивает нагрузку на бюджет Батыревского района за счет увеличения расходов на социальное обеспечение.
В целях минимизации указанных рисков должна проводиться систематическая работа по выявлению и исключению из числа неработающего населения граждан трудоспособного возраста, фактически осуществляющих трудовую деятельность, но не уплачивающих взносы на обязательное медицинское страхование. Также должна быть продолжена работа по обеспечению мер социальной поддержки граждан с учетом критериев адресности и нуждаемости.
Реализация мер, направленных на минимизацию перечисленных рисков, позволит обеспечить ускорение темпов роста экономики и, соответственно, рост доходного потенциала консолидированного бюджета и бюджета Батыревского района.
____________