Решение №6/2 О деятельности Контрольно – счетного органа Батыревского района за 2020 г.
В соответствии с положением о Контрольно – счетном органе Батыревского района Чувашской Республики, утвержденным решением Собрания депутатов Батыревского района от 27.07.2012 г. № 2,
Собрание депутатов Батыревского района РЕШИЛО:
Утвердить отчет о деятельности Контрольно - счетного органа Батыревского района Чувашской Республики за 2020 год согласно приложению.
Глава Батыревского района
Чувашской Республики Н.А. Тинюков
ОТЧЕТ
о деятельности Контрольно-счетного органа Батыревского района
Чувашской Республики за 2020 год
- Вводные положения
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетного органа Батыревского района Чувашской Республики (далее – Контрольно-счетный орган) за 2020 год подготовлен в соответствии с требованиями статьи 13.2 Положения о Контрольно-счетном органе Батыревского района, утвержденного решением Собрания депутатов Батыревского района от 27 июля 2012 года № 2 и стандартом организации деятельности «Порядок подготовки годового отчета о деятельности Контрольно-счетного органа Батыревского района Чувашской Республики», утвержденным распоряжением председателя Контрольно-счетного органа от 24 мая 2013 года № 11.
Контрольно-счетный орган в отчетном периоде осуществляла свою деятельность на основе действующего законодательства Российской Федерации, Чувашской Республики и муниципального образования, в соответствии с планом работы Контрольно-счетного органа на 2020 год.
В соответствии со статьей 1 Положения «О Контрольно-счетном органе Батыревского района Чувашской Республики» Контрольно-счетный орган является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемым Собранием депутатов Батыревского района и подотчетна ему.
Ее полномочия определены статьей 2 Положения «О Контрольно-счетном органе Батыревского района Чувашской Республики».
В соответствии со статьей 7 Положения «О Контрольно-счетном органе Батыревского района Чувашской Республики» внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется в форме контрольных мероприятий и экспертно-аналитических мероприятий, которые преследуют цели как выявления и устранения, так и предупреждения нарушений и недостатков финансово-бюджетной дисциплины, а также обеспечения исполнения требований законодательства в процессе использования собственности.
Контрольно-счетный орган в отчетном периоде в рамках осуществления возложенных задач использовал в работе Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Коллегией Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики 12.10.2018г. (протокол № 32). Данным Классификатором введен новый подход, предусматривающий классификацию нарушений как по количественным, так и по стоимостным параметрам в зависимости от вида нарушений.
Вопрос использования Классификатора является очень важным. Единый Классификатор стал рабочим документом для каждого контрольно-счётного органа. Предназначение Классификатора нарушений – обеспечить единство квалификации нарушений, выявляемых в ходе внешнего контроля. Классификатор разработан в целях оказания методической помощи сотрудникам контрольно-счетных органов при квалификации выявляемых нарушений. Классификатор нарушений предназначен для решения следующих задач: кодирование информации о видах нарушений на основе единых квалификационных признаков; определение наиболее часто выявляемых видов нарушений. Систематизация выявляемых нарушений даст возможность для установления и комплексного изучения причин, порождающих нарушения, а также для разработки предложений по принятию превентивных мер, направленных на их предотвращение.
- Основные итоги деятельности Контрольно-счетного органа за 2020 год
Деятельность контрольно-счетного органа за 2020 год осуществлялась в соответствии с планом работы Контрольно-счетного органа Батыревского района на 2020 год, утвержденным распоряжением председателя контрольно-счетного органа Батыревского района от 30.12.2019 года №13 (с изменениями, вносимыми в течение года) (далее-годовой план).
В 2020 году Контрольно-счетным органом было проведено 145 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 41 контрольных и 104 экспертно-аналитических мероприятий.
В отчетном периоде было проведено 41 контрольных мероприятий, в том числе:
23 - главных администраторов бюджетных средств в части внешних проверок годовой бюджетной отчетности;
- параллельная плановая с Счетной палатой Чувашской Республики проверка прогнозирования и поступления доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (в части арендной (либо иной) платы за передачу в безвозмездное пользование имущества и прочих доходов от использования имущества) и доходов от продажи материальных и нематериальных активов в 2018-2019 годах;
- совместная плановая с Счетной палатой Чувашской Республики аудит использования средств республиканского (местного) бюджета Чувашской Республики, выделенных на приобретение антитеррористического и досмотрового оборудования, оборудования образовательных организаций, учреждений культуры и спорта шлагбаумами, турникетами, декоративными железобетонными конструкциями, средствами для принудительной остановки автотранспорта и использования государственного (муниципального) имущества в 2018-2019 годах;
- плановая проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Батыревского района, выделенных МБДУ «Первомайский детский сад Шусам» Батыревского района за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года;
- плановая проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств (республиканский бюджет Чувашской Республики, местный бюджет Батыревского района, бюджет поселения) выделенных администрации Сугутского сельского поселения Батыревского района за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года;
- совместная плановая с Счетной палатой Чувашской Республики проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных в рамках реализации мероприятий регионального проекта Чувашской Республики «Культурная среда» входящего в состав национального проекта «Культура» за 20219 год и истекший период 2020 года;
- плановая проверка целевого и эффективного использования средств республиканского и местного бюджета, направленных на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в рамках подпрограммы «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Батыревского района ЧР в администрации Батыревского района и во всех администрациях сельских поселений Батыревского района ЧР в 2020 году» (администрация Батыревского района и 12 поселений);
Также в отчетном периоде Контрольно-счетным органом было проведено 104 экспертно-аналитических мероприятий, из них
- 44 экспертных (финансово-экономическая экспертиза нормативных актов) мероприятий, в т.ч:
одно - на проект решения «О бюджете Батыревского района Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»;
девятнадцать - на проекты решений сельских поселений «О бюджете сельского поселения на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»;
одно - на отчет об исполнении бюджета Батыревского района Чувашской Республики за 2019 год;
девятнадцать - на отчет об исполнении бюджета сельских поселений за 2019 год;
одно заключение на проект решения «О внесении изменений в решение «О бюджете Батыревского района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 год»;
три заключений на проекты постановлений администрации Батыревского района по внесению изменений в муниципальные программы.
В рамках контрольной и экспертно-аналитической деятельности объем проверенных средств бюджета составил 859146,9 тыс. рублей (включая объемы по внешним проверкам годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств (главных администраторов доходов) бюджета). Выявлено нарушений в сумме 18082,4 тыс. рублей из которых 4956,0 тыс. рублей отнесены к неэффективно использованным средствам.
Сумма выявленных нарушений и недостатков в соответствии с Классификатором нарушений составила 13126,4 тыс. рублей, в том числе:
- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных закупок) – 3853,1 тыс. рублей;
- нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной и иной собственностью – 967,1 тыс. рублей;
- нарушения в ходе исполнения бюджетов – 4740,7 тыс. рублей;
- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой отчетности) – 3565,5 тыс. рублей.
Помимо этого, контрольными мероприятиями установлены нарушения, которые в соответствии с Классификатором не имеют суммового выражения, а учитываются только в количественном выражении.
- Контроль за формированием и исполнением бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений Батыревского района
Предварительный контроль
В течение года Контрольно-счетным органом проведена экспертиза:
- проекта решения «О внесении изменений в решение «О бюджете Батыревского района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 год»;
- проекта решения Собрания депутатов Батыревского района «О бюджете Батыревского района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»;
- проектов решений Собраний депутатов сельских поселений «О бюджете сельского поселения на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (19 поселений).
В заключении на бюджет Батыревского района было отмечено, что доля «программных расходов» бюджета Батыревского района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов составляет 100% от общего объема расходов.
В заключениях на бюджеты сельских поселений было отмечено, что доля «программных расходов» сельских поселений на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов составляет 100% от общего объема расходов.
В заключениях на бюджет Батыревского района и на бюджеты сельских поселений рекомендовано принять проект решения в установленном порядке.
Текущий контроль
По итогам проведенного анализа исполнения бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений в 2020 году подготовлена и представлена Главе Батыревского района и Главам сельских поселений информация об исполнении бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2020 года.
Последующий контроль
В соответствии с полномочиями, определенными статьей 71 Положения «О регулировании бюджетных правоотношений в Батыревском районе», Контрольно-счетным органом по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности за 2019 год подготовлено 23 заключения по главным распорядителям средств бюджета Батыревского района, главным администраторам доходов бюджета Батыревского района, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета Батыревского района, которые доведены до сведения руководителей ведомств.
На основе внешней проверки годовой бюджетной отчетности подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Батыревского района за 2019 год, в котором сделан вывод о достоверности представленного отчета об исполнении бюджета Батыревского района за 2019 год. В установленные бюджетным законодательством сроки заключение направлено в Собрание депутатов Батыревского района.
В рамках последующего контроля проведена экспертиза 19 (девятнадцати) проектов решений Собрания депутатов сельского поселения «Об исполнении бюджетов сельских поселений за 2019 год». В заключениях Контрольно-счетным органом было отмечено, что исполнение бюджетов сельских поселений осуществлялось в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения «О регулировании бюджетных правоотношений в сельских поселениях», «О бюджете сельских поселений на 2019 год» и иных нормативных и правовых актов. Заключения были направлены в Собрания депутатов сельского поселения.
- Контрольная деятельность
В отчетном периоде в соответствии с планом работы проведено всего 41 контрольных мероприятий, в том числе:
- параллельная плановая с Счетной палатой Чувашской Республики проверка прогнозирования и поступления доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (в части арендной (либо иной) платы за передачу в безвозмездное пользование имущества и прочих доходов от использования имущества) и доходов от продажи материальных и нематериальных активов в 2018-2019 годах;
- совместная плановая с Счетной палатой Чувашской Республики аудит использования средств республиканского (местного) бюджета Чувашской Республики, выделенных на приобретение антитеррористического и досмотрового оборудования, оборудования образовательных организаций, учреждений культуры и спорта шлагбаумами, турникетами, декоративными железобетонными конструкциями, средствами для принудительной остановки автотранспорта и использования государственного (муниципального) имущества в 2018-2019 годах;
- плановая проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Батыревского района, выделенных МБДУ «Первомайский детский сад Шусам» Батыревского района за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года;
- плановая проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств (республиканский бюджет Чувашской Республики, местный бюджет Батыревского района, бюджет поселения) выделенных администрации Сугутского сельского поселения Батыревского района за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года;
- совместная плановая с Счетной палатой Чувашской Республики проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных в рамках реализации мероприятий регионального проекта Чувашской Республики «Культурная среда» входящего в состав национального проекта «Культура» за 20219 год и истекший период 2020 года;
- плановая проверка целевого и эффективного использования средств республиканского и местного бюджета, направленных на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в рамках подпрограммы «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Батыревского района ЧР в администрации Батыревского района и во всех администрациях сельских поселений Батыревского района ЧР в 2020 году»;
- 4 проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета Батыревского района, главных администраторов доходов и администраторов финансирования дефицита бюджета за 2019 год (Администрация Батыревского района, Управление образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Батыревского района, Финансовый отдел администрации Батыревского района и Контрольно-счетный орган Батыревского района), которые проводились в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках последующего контроля для дальнейшей подготовки Заключения на отчет об исполнении бюджета Батыревского района за 2019 год.
- 19 проверок годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета сельских поселений Батыревского района, главных администраторов доходов и администраторов финансирования дефицита бюджета сельских поселений за 2019 год (Администрации сельских поселений Батыревского района), которые проводились в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках последующего контроля для дальнейшей подготовки Заключения на отчет об исполнении бюджета сельского поселения Батыревского района за 2019 год.
В рамках контрольной деятельности объем проверенных средств бюджета составил 859146,9 тыс. рублей (включая объемы по внешним проверкам годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств (главных администраторов доходов) бюджета). Выявлено нарушений в сумме 18082,4 тыс. рублей из которых 4956,0 тыс. рублей отнесены к неэффективно использованным средствам.
Сумма выявленных нарушений и недостатков в соответствии с Классификатором нарушений составила 13126,4 тыс. рублей, в том числе:
- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных закупок) – 3853,1 тыс. рублей;
- нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной и иной собственностью – 967,1 тыс. рублей;
- нарушения в ходе исполнения бюджетов – 4740,7 тыс. рублей;
- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой отчетности) – 3565,5 тыс. рублей.
Помимо этого, контрольными мероприятиями установлены нарушения, которые в соответствии с Классификатором не имеют суммового выражения, а учитываются только в количественном выражении.
Обобщая результаты проведенной в отчетном периоде контрольной работы, Контрольно – счетный орган считает, что выявленные проверками нарушения не носили характер злоупотреблений, а, как правило, ответственными лицами не должным образом соблюдалось существующее законодательство.
Результаты всех контрольных мероприятий доведены до руководителей объектов проверок в виде информационных писем и представлений с указанием нарушений, предложений и рекомендаций, направленных на устранение выявленных замечаний и нарушений. Т.е. по результатам контрольных мероприятий в 2020 году подготовлены и направлены в адрес руководителей объектов контроля 5 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений. А также оказана консультативная и методическая помощь для принятия конкретных мер по устранению выявленных недостатков.
Выполнение мероприятий объектами проверок по устранению выявленных замечаний и нарушений находится на контроле Контрольно – счетного органа Батыревского района.
- Экспертно - аналитическая деятельность
В 2020 году контрольно–счетным органом в рамках осуществления своих полномочий проведено всего 104 экспертно-аналитических мероприятий, по результатам которых подготовлены заключения или аналитические записки, акты и справки:
- заключение на проект решения Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики «О бюджете Батыревского района Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»;
- заключение на проект решения Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики «Об исполнении бюджета Батыревского района Чувашской Республики за 2019 год»;
- заключение на проект решения «О внесении изменений в решение «О бюджете Батыревского района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 год»;
- 3 заключений на проекты постановлений администрации Батыревского района Чувашской Республики по внесению изменений в муниципальные программы;
- 19 заключений на проекты решений собраний депутатов сельских поселений Батыревского района «Об исполнении бюджета за 2019 год»;
- 19 заключений на проекты решений собраний депутатов сельских поселений Батыревского района «О бюджете на 2021 года и на плановый период 2022 и 2023 годов»;
- 3 аналитические записки на отчет об исполнении бюджета Батыревского района Чувашской Республики за 1 квартал, 2 квартал и 9 месяцев 2020 года;
- 57 аналитических записок на отчеты об исполнении бюджетов сельских поселений Батыревского района Чувашской Республики за 1 квартал, 2 квартал и 9 месяцев 2020 года;
Экспертные заключения своевременно направлялись председателю Собрания депутатов Батыревского района, а также председателям Собраний депутатов сельских поселений Батыревского района.
- Взаимодействие Контрольно-счетного органа с государственными и муниципальными органами
При осуществлении своей деятельности Контрольно-счетный орган на основе соглашений о сотрудничестве взаимодействует со Счетной палатой Чувашской Республики, Прокуратурой Батыревского района, Управлением Федерального казначейства по Чувашской Республике, с органами местного самоуправления Батыревского района.
В рамках Соглашения о взаимодействии и информационном обмене при осуществлении полномочий по контролю и надзору за исполнением бюджетного законодательства от 25.12.2015 года контрольно-счетным органом все материалы проверок предоставляются в прокуратуру Батыревского района. По переданным материалам приняты следующие меры: - по 2 материалам составлены административные протоколы. Также по обращению прокуратуры совместно проведено 5 тематических проверок.
В целях исключения дублирования функций при осуществлении контрольных полномочий план работы контрольно-счетного органа на 2020 год был скоординирован с годовым планом работы финансового отдела администрации Батыревского района.
Контрольно-счетным органом в 2020 году принималось участие в работе конференций, семинаров и совещаний, проводимых Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики. Председатель контрольно-счетного органа постоянно участвует на заседаниях Собрания депутатов Батыревского района. Также председатель является членом Совета контрольно-счетных органов Чувашской Республики.
- Обеспечение деятельности Контрольно-счетного органа
В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Батыревского района Чувашской Республики на 2020 год бюджетные ассигнования по Контрольно-счетному органу составили 1110,9 тыс. рублей. Исполнение бюджетной сметы Контрольно-счетного органа составило 1110,9 тыс. рублей или 100 %. По состоянию на 31 декабря 2020 года штатная численность Контрольно-счетного органа составила 2 единицы.
В 2020 году действия должностных лиц Контрольно-счетного органа в судах не обжаловались, иски не предъявлялись.
При осуществлении контроля Контрольно-счетный орган руководствуется стандартами внешнего муниципального финансового контроля.
- Заключительные положения
В отчетном периоде Контрольно-счетным органом была обеспечена реализация полномочий, возложенных на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением «О Контрольно-счетном органе Батыревского района Чувашской Республики».
В 2021 году контрольно-счетным органом будет продолжена работа по дальнейшему укреплению и развитию системы контроля формирования и исполнения бюджета Батыревского района Чувашской Республики, бюджета сельских поселений, управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, внедрению в контрольную практику новых форм и методов работы, совершенствованию правового, методологического и информационного обеспечения муниципального финансового контроля на территории Батыревского района, расширению взаимодействия с Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики, правоохранительными органами и органами государственной власти.
Основной задачей контрольно-счетного органа на ближайшую перспективу остается контроль за соблюдением принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств Батыревского района Чувашской Республики на всех уровнях и этапах бюджетного процесса.
Как и в предыдущие годы, Контрольно-счетный орган продолжит работу по повышению эффективности муниципального финансового контроля, совместно с органами власти будет продолжена выработка мер и механизмов по повышению результативности использования бюджетных средств.